...и угрозу бедствия. Второе – нужно быть предельно внимательным, рассудительным и хладнокровным. И еще: это не инструкция к действиям – это просто классика жанра катастрофы...
Украинское правительство прозевало начало эпидемии «свиного гриппа» так же, как ранее не заметило прихода экономического кризиса. Бить в набат, как всегда, бросились уже тогда, когда появились первые жертвы.
Причем пока дальше набата дело так и не продвинулось. Такое впечатление, что власти просто не понимают всю опасность загадочной эпидемии в Западной Украине, что для них это просто еще одна досадная проблема «биомассы» – как прорыв городского водоканала или обманутые вкладчики финансовой пирамиды. Проблема, отвлекающая внимание власти от куда более важного для неё вопроса – предстоящих выборов.
О том, что эпидемия – это очень серьезно и касается всех, в том числе и украинскую «элиту», и может статься так, что выбирать будет просто некого и некому, наши государственные деятели, похоже, просто не способны осознать. Герои известного произведения «Пир во время чумы» веселились в своем изолированном замке недолго: инфекция проникла даже в чертоги аристократии. Как и в рассказе Эдгара По «Алая маска».
«Подумаешь, грипп!» – махнет кто-то рукой, советуя не поднимать панику, а хряпнуть водочки и закусить салом с чесноком. Поразительная беспечность! Как будто «испанка», унесшая жизни 30 миллионов человек, тоже не была этим самым «подумаешь, гриппом». Кстати, её смертность составляла всего 10% – относительно немного (по сравнению с чумой или лихорадкой Эбола), но «испанским» гриппом N1H1 переболели сотни миллионов.
И еще: современный «свиной» грипп, которым сегодня озабочены правительства более благоразумных стран, относится к той же группе, что и «испанка»: его личный номер – А (N1H1). Что, уже не до смеха?
Но кто сказал, что это именно грипп? В том-то и проблема, что врачи Галичины, где вспыхнула эпидемия, не могут идентифицировать заболевание. Начинается как простуда, затем острое двустороннее воспаление легких. Пока не придут результаты анализов из-за рубежа (наследие тоталитарной советской биологии в Украине уже ликвидировано), остается лишь строить предположения и выдвигать самые невероятные догадки – атипичная пневмония, тиф, легочная чума и даже некий якобы мутировавший штамм сибирской язвы.
Остается еще добавить атипичный сифилис и легочную проказу (это черный юмор). А может быть, это нечто из космоса, как в «Штамме Андромеды»? Впрочем, учитывая, в каком санитарном состоянии находится сегодня Тернополь, из которого месяцами не вывозили мусор, не вызвало бы удивление и появление там гигантских плотоядных опарышей, плюющихся азотной кислотой.
Ну а пока родная власть и Минздрав чухают затылки и призывают не нагнетать обстановку, жители Тернополя и других городов Украины (даже на перепуганном слухами Донбассе) пачками закупают в аптеках марлевые повязки и антигриппозные препараты, на которые предприимчивые аптекари тут же начали поднимать цены.
Впрочем, черт с ней, с ценой, но марлевые повязки уже становятся дефицитом. А раздавать их гражданам бесплатно, на улицах и в супермаркетах, как это сделали бы в любой цивилизованной стране, у нас, конечно, не додумались ни власти, ни общественные организации. Оно понятно – зачем им дополнительные расходы? Но можно было бы совместить эту полезную благотворительность с избирательной агитацией. Раздавать повязки вместе с предвыборными программами. Или покрасить их в полосы «Фронта перемен».
Когда началась Первая мировая, то тысячи женщин, включая жен офицеров, миллионеров, дворян, даже родовитые княжны записались в сестры милосердия, чтобы ухаживать в госпиталях за ранеными. А можно представить жен и дочерей нашей «элиты», помогающих несчастным в тернопольской больнице? Или чтобы наши политические «вумэн» бросили флаги и мегафоны и отправились менять больным утки и кормить их с ложечки? Да зачем?! Куда проще выйти на площадь с плакатом «геть эпидемию!».
В обстановке бардака и безразличия даже простой грипп может быть фатальным. А в данном случае это даже неизвестно что. Может быть, даже и марлевые повязки не помогут. Поскольку инфекция может проникать в организм через слизистую глаз или через кожу, войти в вашу квартиру вместе с грязной обувью или приклеиться к вашим пальцам в трамвае.
Кстати, общественный транспорт – это вообще инкубатор инфекции. Там всегда теплее и более высокая влажность, чем снаружи. Идеальные условия для микробов!
А как назвать тех «героев», которые, уже заболев, продолжают ходить на работу, проявляя в данном случае ненужную и даже преступную «самоотверженность», заражая своих ничего не подозревающих коллег. Или идут с температурой в магазин, чтобы покашлять на кассира и других покупателей.
Вирусы и бактерии – это гораздо опаснее, чем радиация или химическое оружие. Присутствие последних можно сразу засечь специальными приборами. От них можно уйти в безопасную зону. От вирусов убежать не так-то просто. Они могут поджидать там, где человек надеется укрыться и переждать эпидемию. Или прийти туда вместе с ним, нанести удар со стороны людей, которым вы доверяете и которых вы любите. И может оказаться так, что главная опасность поджидает вас не снаружи, а внутри вашего убежища – как в фильме «У твоего порога».
Перед героями таких фильмов всегда стоит сложнейший вопрос: какой выбор будет правильным, какое решение верным? Можно ли доверять властям, уверяющим, что болезнь не опасна и ситуация под контролем? Можно ли верить врачам, утверждающим, что лекарство уже найдено и вам нужно лишь дождаться своей очереди на укол?
Недоверие рождает панику. А если это лишь блеф, как в «Противостоянии», обман ради сохранения общественного спокойствия? Что если власти хотят лишь закрыть очаг эпидемии, чтобы больные вымерли сами по себе, как в «Судном дне»? И возникает желание бежать подальше из города, в котором у человека всегда наибольшие шансы заразиться – в деревню, на дачу, в другую область, за границу. Как в старину разбегались жители чумных городов, разнося вместе с собою заразу.
С другой стороны, уже заболевшему человеку лучше оставаться в карантинной зоне, где созданы все условия если не для излечения заболевших, то хотя бы для уменьшения их страданий («Чума: бой со смертью»). Но не будем сгущать краски, просто жанр эпидемиологической катастрофы является самым мрачным и жестоким. Впрочем, как и реальные эпидемии опасных заболеваний.
Но это только в кино, причем в кино «про Америку», с эпидемиями действительно борются или хотя бы пытаются это делать: устанавливают карантины, свозят врачей, разворачивают госпитали и лаборатории, раздают средства защиты и медикаменты.
В нашем конкретном случае украинское здравоохранения даже не знает, с каким заболеванием оно столкнулось, а власти, занятые выборами, предпочитают только опровергать слухи. В то время как напуганные эпидемией жители Галичины, воспользовавшись отсутствием карантина, делают ноги в другие регионы Украины, в которых, возможно, скоро можно будет объявлять «красную тревогу». И остается лишь надеяться, что этот неизвестный «грипп» обладает крайне низкой летальностью...
Сергей Волошин
Читайте также:
Как уберечься от свиного гриппа
Эпидемия «свиного гриппа». Масштаб — беспрецедентен. Как спастись
ВОЗ: Крепкий сон и мыло помогут от свиного гриппа
Топ-10 правил: как уберечься от свиного гриппа. Инструкция
Загадочная пневмония: вирус убивает слишком быстро