"И было ей тогда 17 лет. Была она с тонкой талией, грудь распирала узкую кофточку, бёдра уже округлились, и парни, несущиеся к станции метро, оглядывались на неё". Так начинается сценарий Валентина Черных по которому Владимир Меньшов, закончив отбор актёров, начал съёмку.
Похоже это описание на Веру Алентову? Черных решил, что очень мало. Его не устраивал выбор актрисы на главную роль, да и выбор Баталова на роль Гоши его тоже удивил.
Но это была не главная сложность - в успех фильма не верил никто, кроме режиссёра. То, что съёмочной группе приходилось делать с Меньшовым, было "немодно". В моде было то, что называется "авторское кино". Рядом, в соседнем павильоне, снимал Тарковский, и они считали, что именно там снимается настоящее кино. А они занимаются ширпотребом. И так продолжалось до конца работы. И лишь в конце, когда стало видно, что картина складывается, отношение к нему стало меняться.
Владимир Меньшов переносил на экран всё что знал и помнил о жизни в столице, из своего опыта. Ведь он так же много лет назад приехал покорять Москву. Многие детали рождались прямо на съёмочной площадке. Меньшов рассказывал, как он видит сцену, и кто-то из актёров к ней что-то додумывал.
Но при этом режиссёр не позволял своевольничать. К примеру, во время съёмок приёма гостей в профессорской квартире, по замыслу Меньшова у Катерины и Людмилы должны быть одинаковые причёски. Но Муравьёва с этим не была согласна и пришла на съёмку в другой, которая, как ей казалось, ей больше идёт. Гнев Меньшова был страшен.
Но чаще всего доставалось Вере Алентовой. Коллеги даже образовали своеобразную группу поддержки, которые прятали актрису, когда Меньшов злился.
Сцены, как это чаще всего бывает, снимали вразнобой, по мере готовности объектов. Почти все интерьеры снимали в павильонах Мосфильма.
И квартиру профессора, и проходную общежития, и квартиру Катерины.
Именно в павильонах Мосфильма Меньшов однажды столкнулся с Владимиром Басовым, и попросил сыграть маленькую роль. Басов согласился, если съёмки займут не более двух с половиной дней.
Но были и реальные интерьеры. К примеру - библиотека имени Ленина, где Людмила пыталась "удачно" познакомиться или павильон на Шаболовке, где на самом деле снимали "Голубые огоньки". Химчистка "Чайка", где работала Людмила, и танцевальный зал в ДК Горбунова, где был клуб знакомств. И ещё один - коммуналка, в которой Николай нашёл Гошу. Располагалась она в одном из старых домов в Лялином пер., где шёл капитальный ремонт с отселением. Баталову в съёмках этих сцен было нелегко - отопление в доме уже было отключено, а его герой был одет только в плащ на голое тело.
Кстати, бабушки-соседки - это не просто массовка. Их сыграли Александра Денисова и Александра Данилова - две актрисы-эпизодницы, у каждой из которых было под сотню ролей соседок, тёток, бабулек.
Когда фильм уже был почти готов, Меньшов подумал, что для создания атмосферы ему мало музыкальных вставок песен тех лет. Ему нужна была песня, которая запомнилась бы зрителям, стала визитной карточкой фильма. Он обратился к очень популярному тогда Сергею Никитину, а тот отправил его сначала к поэту - Дмитрию Сухареву. Сухарев в течение 3-х дней сделал текст песни, услышав который Меньшов опешил: "Причём тут Александра?! Героиню зовут Катерина!" "А дочку? Вначале же в фильме появляется младенец, потом бац - проходит 20 лет и мы видим юную москвичку Александру!" Меньшов сдался. Но текст - это ещё далеко не всё. Нужна мелодия. Вот тут уж режиссёр не сдавался, отбрасывая вариант за вариантом. Лишь шестая версия из предложенных Никитиным устроила Меньшова.
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.