Появлению на экранах всего мира фильма «Москва слезам не верит» мы обязаны обычному будильнику. Помните, такие были почти в каждой советской семье? Именно идея сна Катерины длинною в 20 лет, где она засыпает, заводя будильник, и просыпается в следующей серии совершенно другой женщиной, привлекла Владимира Меньшова.
К моменту начала съемок легендарной саги о Москве, на счету режиссера Владимира Меньшова был всего один, правда вполне успешный, фильм – «Розыгрыш».
Любопытный факт: когда герои Алентовой и Баталова включают телевизор перед приходом Александры, «сетку» на экране сопровождает вальс из кинофильма «Розыгрыш» — предыдущей режиссерской работы Владимира Меньшова. Подобный прием используется и в следующем фильме Меньшова «Любовь и голуби», где по телевизору показывают фрагмент из фильма «Москва слезам не верит», и далее, в фильме «Зависть богов», где герои смотрят в кинотеатре ленту «Москва слезам не верит».
Сценарий для будущей оскароносной картины писатель Валентин Черных написал в рамках конкурса сценариев о Москве. Историю о трёх подругах, приехавших покорять Москву из провинции, писатель придумал всего за 19 дней. Он торопился, потому что не укладывался в сроки, оговоренные условиями конкурса. И на стадии замысла работа называлась «Дважды солгавшая». А за образами главных героинь скрывались реальные люди. Сам Валентин Черных позже говорил: «Людмила, Александра, Катерина — это все тётки моей матери. И характеры очень похожи».
Почти сразу сценарий был куплен киностудией «Мосфильм». Жена Валентина Черных Людмила предложила в качестве режиссёра Владимира Меньшова.
От работы над фильмом Владимир Меньшов сначала хотел отказаться, но его заинтересовал оригинальный сценарный ход, который стал логическим и сюжетным разделителем фильма на две серии-части: главная героиня засыпает молодой девушкой с неустроенной судьбой, а просыпается от звонка будильника уже зрелой и успешной женщиной.
Вот только кроме временного прыжка с будильником, да ещё аферы с профессорской квартирой в сценарии молодому режиссёру не понравилось практически ничего. Не понравился он и друзьям режиссёра, большинство советовали не снимать этот фильм – сюжет посчитали не модным. И даже собственная жена, будущая исполнительница главной роли в фильме, прочитав его, сказала: «Ну и мура!».
Прежде чем приступить к съемкам, Владимир Меньшов предложил Валентину Черных сделать несколько («в количестве 44-х») изменений в сценарии. Но драматург, согласившись с необходимостью внесения поправок, отказался от дальнейшей работы над литературной основой картины. И Меньшов, которого так сильна увлекла идея с будильником, взялся за дело сам. В течение полутора лет он переписывал, искал — в итоге сценарий вырос до двух серий.
Изменено было многое – от спившегося хоккеиста Гурина до профессии Гоши (по сценарию он был не «слесарь-интеллигент», а электросварщик на стройке). В итоге сценарий увеличился на треть. А мы получили фильм, который до сих пор с удовольствием смотрят миллионы зрителей.
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.