Национальный вопрос в России не открыт настежь, однако присутствует. Если какие-нибудь малочисленные коми-пермяки просто по-бытовому сердятся, что их автономный округ объединили с Пермским краем, то татары ставят вопрос о привилегиях вполне конкретно. Ну, то есть, говорят, ставили – в допутинскую эпоху.
Большая же часть малых народов (ну, не будем о Северном Кавказе) сидит тихо и ровно. Их территории, как правило, – дотируемые из федерального бюджета.
На границе Удмуртии, где начинается красная почва и низкий сосновый лес, в какой-то глухой деревне я видел жёлтые школьные автобусы. Центральная программа правительства: среднее образование в каждый закоулок страны. Российская политика относительно малых народов мало чем отличается от советской.
Кто ищет национальной экзотики, тому надо свернуть с асфальтовых дорог куда поглуше. Например, к марийцам. Их ещё называют «дикими татарами» – живут по северную сторону Волги, в лесах. У них и христианства толком не было, крестили крупные города типа Йошкар-Олы, и всё. Шаманят по-старому.
Города, особенно окраины, – типовые, будто советские кирпичные гаражи. А вот деревни – это что-то. От скучных серых изб западной России до веселых, как печатные пряники, домов Подмосковья. Ни одного повторяющегося наличника не нашел.
Ближе к Уралу вся эстетика пропадает, начинаются суровые, почерневшие срубы из круглых бревен.
В России есть национальные СМИ – сам слышал татарское радио. Язык автономий учат в школе, причём в обязательном порядке. В быту на национальных языках говорят, в основном, по деревням (знакомая ситуация, да?). Хотя в Чебоксарах, столице Чувашии, я лично видел, как русская продавщица легко переключалась с чувашского на русский, в зависимости от разреза глаз покупателей.
Кстати, Чебоксары на чувашском – Шупашкар. В ходу оба названия.
И еще немного занимательной лингвистики: по-мордвински «майдан» – это участок леса, освобождённый от деревьев под застройку избами. У мордвы приставка «майдан» означает деревню – Калай-майдан, например.
ДМИТРИЙ РЕЗНИЧЕНКО
Читайте весь цикл репортажей:
От моря до моря. Автостопом
Украина. Её Мазепа и её сало
Россия начинается за Орлом. А империя – на московской кольцевой
Москва. Мыши плакали, но продолжали жрать кактус…
Особенности русского гостеприимства
Следующая статья:
Русские характеры. Бродяги