Сегодня в гостях у «Руськой Правды» Игорь Судак. Писатель. Журналист. Киевлянин.
Сегодня в гостях у «Руськой Правды» Игорь Судак. Писатель. Журналист. Киевлянин.
Руська Правда: - Добрый день Игорь, Вы автор полюбившихся многим рассказов о похождениях Карпухи. Не скрою, когда я их прочёл, то в главном герое увидел себя, такого же маленького человечка, ежедневно сталкивающегося с глупостью и пошлостью украинской реальности. Прошло, если я не ошибаюсь, три года, а о Карпухе ничего не слышно. С чем связан перерыв? Всё уже сказано?
И.С.: - Не всё, но главное. Мне хотелось, чтобы люди, которых оскорбляет украинский национализм, понимали, что это не они плохие, потому что не хотят переходить с родного русского на неродной украинский, а те, кто их к этому принуждает. Мне хотелось, чтобы эта проблема перешла от уровня: «что лучше - русский или украинский языки? Украина или Россия?»,- на уровень человека и его прав. В 2008-м году, когда я написал «Вышиванку для Маугли», о правах не говорил практически никто. Сейчас – это уже классический довод против украинизации.
Прим. В. Зыкова. Несколько рассказов о Карпухе:
СВИНЯЧЬЕ СЕРДЦЕ (вышиванка по-булгаковски)
Вышиванка по льду. Убежать от русского медведя
КРАСНАЯ ТАБЛЕТКА ДЛЯ ПРИЕЗЖЕГО
- Вы лучше всех знаете полюбившегося многим героя, можете ли Вы прокомментировать, как бы Карпуха оценил результаты прошедших украинских выборов и прохождение в Верховную Раду националистов?
И.С.: - Может для кого-то это стало сюрпризом, но только не для Карпухи. По-другому и быть не могло у нас. Когда мягкому национализму дают зелёный свет, радикальный национализм свободно прёт на жёлтый. А на самом деле, для любого национализма должен всегда гореть исключительно красный. Национализм - это не идеология, это узость и отсталость мышления. Идеи, связанные с дискриминацией человека по языковому и этническому принципу, должны быть запрещены в политике. Но у нас это пока мало кто понимает. Да и в Европе тоже ещё далеко не все.
- Игорь, извечный вопрос: «что делать?». Что делать тем, кто видит ущербность украинского проекта? Кто-то советует собрать чемоданы и уехать в Европу или Россию. Кто-то призывает организоваться в политическую силу и противопоставить её националистам. Что бы посоветовал Карпуха?
И.С.: - А что Вы имеете ввиду под украинским проектом? Если создание государства Украина, то в этом нет ничего плохого. Плохо другое, что в этом государстве официальной идеологией стал национализм. Что бы посоветовал Карпуха? А это, смотря кому. Обычным людям нужно просто жить и меньше всего думать о политике. Нет ничего глупее, чем сидеть перед телевизором, переживать и хвататься за сердце, наблюдая за баталиями в Раде. Думайте лучше о своей собственной жизни, она слишком коротка, чтобы тратить её на чужие игры. На это, конечно, могут возразить, что если ты не занимаешься политикой, то она займётся тобой. Тоже верно. Но тогда реально занимайтесь политикой, а не обсуждайте её дома на кухне. Выбор простой: или политика – твоя жизнь, или – перестань о ней думать и болтать.
- Скажите, почему Карпуха не хочет выучить украинский язык и стать украинцем, как требуют националисты?
И.С.: - Так ведь Карпуха – украинец, коренной киевлянин. Чего ему учить? Он мову отлично знает. Разве в этом дело? Мову знают и свободно на ней говорят и Табачник, и Бузина. И что? Их полюбили националисты? Нет, конечно. Значит, дело не только в мове. Националисты от нас хотят не просто знания мовы, а чтоб мы думали, как они, и поступали, как они. То есть стали националистами.
- Что может посоветовать сделать Карпуха для того, чтобы русские и украинцы поладили между собой?
И.С.: - Рецепт очень простой. Я его десятки раз приводил. Причём он абсолютно универсален. Поладить легко могут не только русские и украинцы, мусульмане и христиане, белые и черные, но даже - земляне и инопланетяне. Он звучит так: «Никакие идеи и интересы никаких общественных групп не могут быть выше базовых прав человека». То есть, нельзя убить или покалечить даже одного невиновного ради гипотетического спасения миллионов. А в нашем случае это означает, что нельзя оправдать запреты и ограничения русского языка «благой» целью возрождения мовы. Вот и весь рецепт. Другого нет и не будет. Только взаимоуважение к правам – реальная почва для объединения страны. Но об этом должны заговорить политики. Причём с обеих сторон. А с этим пока глухо.
- Мне кажется, что на Украине есть всего одна сторона, которая никого не хочет слушать. Почему украинцы могут защищать свои интересы, создавать партии и проводить их в парламент, а русские нет? Думаю, дело не только в деньгах и «эфирах» на телевидении. Может быть проблема в том, что русские не видят в украинцах врага, а без него трудно организоваться для защиты своих прав?
И.С.: - Я думаю, тут всё просто: мы - на работе, а они, националисты, - на войне. Мы живём, работаем, отдыхаем, учимся, мы в ситуации мира, а они в это время с нами сражаются. Мы иногда только огрызаемся, отмахиваемся от них как от назойливых мух. Чтобы мы стали тоже воевать, нас нужно очень сильно достать. И они это понимают и поэтому действуют постепенно, шаг за шагом, не передавливая настолько, чтоб мы всерьёз сжали кулаки.
- Каким вы видите будущее Украины?
И.С.: - Меня больше беспокоят пути развития всего человечества, чем Украины. Она - всего лишь маленькая частичка большого мира. Если мир погибнет, Украина погибнет вместе с ним. А если станет счастливым, богатым и гуманным, – то же произойдёт и с ней. И вообще я не вижу в будущем веке ни стран с их границами, ни национальностей с их различием. Я писал об этом в рассказе «Нановышиванка».
- Игорь, но ведь мир переживает глобальный экономический кризис, очевидно, более серьёзный и с более тяжёлыми последствиями, чем Великая Депрессия 30-х годов ХХ века и, как её производная, Вторая мировая война. Есть подозрение, что путь в будущее человечества лежит через ещё одну войну. Можно ли избежать войн, или человечеству, чтобы стать более гуманным, надо угрохать несколько десятков миллионов человек?
И.С.: - Я думаю, что глобальной войны между странами не будет. С появлением ядерного оружия, способного уничтожить несколько раз всё живое, война, как средство достижения цели, потеряла смысл. Войны будут локальные и террористические. Но они только поспособствуют ещё более быстрому объединению государств в одно пространство, с общемировыми законами. Это неизбежно.
А что касается экономического кризиса, то я дам вам непривычный ответ – никакого кризиса нет. Кризис - это когда в домах нет света, тепла, газа, еды и воды. Вот тогда можно сказать, что да - Кризис. А всё, что мы наблюдаем, - это нормальный процесс развития цивилизации в новых условиях. Мир стремительно меняется, мы даже не заметили, как все объединились в общие информационные и мобильные сети. Теперь каждый может за секунду связаться с любым человеком на планете. Такого раньше никогда не было. А это означает, что в случае серьёзной опасности, типа реального кризиса, реальной войны, реального стихийного бедствия или эпидемии, весь мир тут же сгруппируется в единый организм и единый мозг для быстрого решения проблемы.
- В завершении нашего разговора хотелось бы узнать, чем живёт автор рассказов о Карпухе? Что приносит вам радость, что вас заботит?
И.С.: - Мой тематический блог – всего лишь крошечная и не главная часть моих интересов. Меня больше интересует дальняя футурология, проблема создания искусственного интеллекта, вопросы научного бессмертия человека, проблемы растущего риска самоуничтожения всей планеты. Очень скоро всё это станет частью нашей жизни. Об этом и пишу. А национализм, и украинский, и любой другой, отомрёт как пережиток прошлого, у националистов нет шансов в будущем.
Вопросы подготовил Сергей Лунёв
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.