Ну как же такое слышать-то о себе? Мы, украинцы, ведь самые лучшие! Нас только неустанно гнобили проклятые «украинофобы» и «украиножоры», не давали они нам развернуться во всю свою украинскую ширь, не позволяли стать свободными, счастливыми и богатыми. Особенно негодовали по поводу лживых и неправильных мыслей Ваджры «мудрагели» Галиции. Всем ведь известно, что именно галицийцы являются истинными и стопроцентными «украинцами», а они в принципе не могут быть сельскими, примитивными, полусумасшедшими, жадными и тупыми жлобами.
Однако вчера я неожиданно узнал, что нашего полку прибыло, и ряды «украинофобов» и «украиножоров» существенно расширились благодаря значительной фигуре Лины Костенко.
Тот, кто интересуется культурной жизнью Украины, знает, что Лина Васильевна внезапно прервала творческий тур по Украине, посвященный её первой прозаической книге «Записки украинского самашедшего», и наотрез отказалась ехать во Львов.
Как сообщил её издатель, решению прервать свой тур и презентацию нового романа Лину Костенко вынудили издевательские и презрительные оценки её творчества некоторых львовских писателей, журналистов и деятелей театра.
Причём, что интересно, последней каплей, переполнившей чашу её терпения, стала продажа львовским театром билетов на её творческий вечер. До Львова, у людей, приходивших общаться с Линой, денег не брали. Похоже, что галицийские жлобы решили подзаработать на любви к известной поэтессе.
Но духовное и интеллектуальное жлобство гораздо отвратительней жлобства меркантильного.
Это ярко и наглядно доказали галицийские деятели от литературы, которые смогли прогреметь на всю Украину. Но не своим творчеством. В чём, собственно говоря, для любителей и знатоков современной литературы нет ничего удивительного. Ну, кто бы узнал о существовании кучки любителей застольных бесед на окололитературные темы благодаря их художественным текстам? Кому интересна эта публика? Нет, не своими книгами они теперь известны, а своим рагульским хамством, интеллектуальной примитивностью и духовной ущербностью. Всё как обычно. Мурло рулит.
Некие львовские «анализаторы» от литературы, в одном из львовских кабаков коллективными усилиями наконец-то вывели на чистую воду Лину Костенко и раскрыли общественности глаза на то, что известная поэтесса в сфере литературы является старой маразматичкой, ненавидящей «нэзалэжну» Украину, её современную культуру и её великих вождей.
Вон оно как!
Я не стану называть фамилии этих поэтов, писателей и литературоведов. Экскремент, в который каждый из нас, когда-нибудь, случайно наступал на улице, - это досадная неприятность, а не повод для персонификаций. Самое главное это то, что данные деятели от литературы являются типичными представителями, если так можно выразиться, интеллектуальной галицийской элиты.
Прим. В. Зыкова. Те, кто всё-таки хочет узнать эти ничего не говорящие фамилии, могут прочесть их здесь: Владимир Скачко. Жаба и свидомиты
Для того, чтобы показать явную ущербность этой публики, расскажу вкратце о том, каким образом и на основании каких фактов галицийские «дослидныки» пришли к столь неожиданным выводам.
Очевидно выпив по сто грамм, славные львовские «анализаторы» констатировали, что главный герой романа – «маска». Почему «маска»? А потому, что сам роман «Записки украинского самашедшего», на самом деле не роман, а дневник. То есть не художественное произведение, а всего лишь некие многолетние размышления по поводу происходящего на Украине. Именно поэтому главный герой не представляет собой полноценный, художественный образ. Он, всего лишь «маска», неубедительная, схематичная, лишённая жизненной правды.
На основании чего галицийские «анализаторы» пришли к такому выводу? Да на основании того, что главный герой романа работает системным администратором, а в книге он называется программистом. Но ведь любому нормальному человеку очевидно, что он не программист, а системный администратор. Программист пишет скрипты и коды, пояснил один из «анализаторов», а герой Костенко ездит по фирмам и меняет софт на компьютерах. Поэтому Костенко неспособна отличить программиста от сисадмина, для неё все они – компьютерщики. А ведь ни один настоящий компьютерщик не будет хотеть в Силиконовую долину или компьютерные центры Европы, как этого хочет главный герой. Настоящий компьютерщик работает у себя дома на лэптопе. Компьютерщики живут в Индии и Львове. Они здесь у нас, гордо сообщил галицийский «анализатор». У них зарплата 3-5 тысяч евро, и им хорошо. А в Силиконовую долину вы едете, если желаете капитализировать свой бизнес, свой ИТ-бизнес. Именно поэтому образ главного героя – схематичный, надуманный и безжизненный. Это – «маска».
Кроме того, галицийских «анализаторов» обеспокоила и сама личность главного героя, описанная в романе. По их мнению, 35-летний мужчина в принципе не может мыслить, как «пидстаркуватый панок», считая, что «лучше бы той Украины вообще не было». Кроме его отсталости и непонимания прогрессивного значения самого факта существования Украины, галицийские «анализаторы» обнаружили у главного героя феминистские настроения, ностальгию по прошлому и (О УЖАС!) недовольство современной украинской литературой как отборным г…ом.
Очевидно, данная оценка произвела на львовских литераторов неизгладимое впечатление. Возможно, даже вызвала лёгкий экзистенциональный шок. И, похоже, именно поэтому они единодушно пришли к выводу, что простой системный администратор не может так оценивать их творчество. На это способна лишь сама Лина Костенко.
Именно поэтому за «маской» в виде главного героя, они блестяще обнаружили автора романа. По их мнению, Лина Костенко пытается спрятаться за этой защитной «маской», которая её совершенно не прячет и не защищает, периодически спадая с лица на протяжении всего повествования.
Эврика! - воскликнули дотошные галицийские литературоведы. За маской программиста скрывается сама писательница! Именно она считает всё то, чему посвятили свою жизнь современные украинские писатели, обыкновенным, плохо пахнущим Г…ОМ! Как это? Современная украинская литература и наши шедевры - г…о?
Обидно, однако.
Но раз так, то зачем нам программист? – резонно спросил в процессе жаркой дискуссии один из них. Нас не волнует мнение какого-то программиста и его неуклюже выдуманная псевдожизнь! Нам интересен не он, а сама Лина Костенко! Нам интересно, что она думает. Как она оценивает наше время. Но, раз Лина Костенко считает современную украинскую литературу г…ом, то нам это неинтересно. Мы об этом и сами знаем. Это очевидно, как то, что в Нью-Йорке завалились башни, что украинских мужчин уничтожили на протяжении XX века, что наша власть не такая, какой должна быть. Всё это мы знаем. Но тогда в чём тайна, в чём сила романа? – строго, хором спросили у мэтра украинской поэзии дотошные львовские литераторы и критики.
И тут одного из них осенило. «Громада!», - воскликнул он. «Увага!». Я понял. Это не роман и даже не дневник, это – социальный памфлет, который нагнетает негатив и тревогу, а также игнорирует любые позитивные сдвиги в нашем социуме. Всё это она делает, чтобы нас разбудить! Именно поэтому сей текст так эстетически примитивен и не несёт в себе художественной ценности. Этот роман – публицистика, замаскированная под художественное произведение, это гигантская журналистская статья.
Но мы ведь не хотим, чтобы наша литература была подменена журналистикой, памфлетами и пропагандой!
«Разве у нас литература – это средство пропаганды?» - гневно воскликнул один из галицийцев. Ну конечно же - нет! - Хором рявкнули остальные застольные «анализаторы». Всем известно, что литература была средством пропаганды лишь при советской власти, а в «нэзалэжний» Украине украинская литература не служит ни одной идеологии! Даже проукраинской (т.е. «свидомитской»).
На основе вышеизложенного осмысления, типичные представители галицийской интеллигенции резюмировали свой вывод по поводу романа Лиины Костенко следующим образом: «Записки самашедшого» - это 416 страниц стилистически не художественных, субъективных упрёков и обвинений в адрес современников, замешанных на ксенофобии, гомофобии и сексизме.
В целом, данная книга в литературном смысле это провал, - заявили въедливые, львовские критики, допивая последнюю бутылку водки.
«Я думаю, змаразматыла Лина Васыливна»! – подытожил самый смеломыслящий и безкомпромиссный из них.
И мы, не должны об этом молчать! Мы должны бить в набат! Иначе, так как Костенко об Украине, украинской литературе и всех нас начнут писать другие. Дурной пример заразителен! А этого допустить никак нельзя! Пускай молчат украинские интеллектуалы 80-90-х. А мы не будем! Мы укажем Лине Костенко на её старческий маразм!
Надо «копаты глыбше», так как книга именитой украинской поэтессы переполнена рефлексиями на события, в которых принимают участие наши лучшие современники. Она даже (О УЖАС!) упрекает участников «Революции на граните» - славных галицийских «юнакив», когда-то впервые коллективно обгадивших центральную площадь Киева.
В частности в «Записках самашедшого», Лина Костенко позволяет себе такую непозволительную вещь, как субъективное толкование статьи самого Олеся Дония! (Вот уж действительно, на «святое г…но» замахнулась женщина).
Но самый страшный вывод, который смогли сделать галицийские застольные «анализаторы» в отношении «Записок самашедшого», заключается в том, что если верить Лине Костенко, то все мы (то есть «украинцы», особенно «свидомые») – представители недонации, какой-то конгломерат, который постепенно превращается в кучку сумасшедших людей.
Вот такие вот страшные, но национально-сознательные мысли посетили «свидомих» литераторов Львова после их ознакомления с романом известной украинской поэтессы.
И даже сейчас до прогрессивно мыслящей общественности Галиции из любимого львовскими литераторами кабака доносится коллективный вопль: «Украина в опасности»! «Защитим её всей «громадой» от старой маразматички»! «Ату её»!
Естественно, что Лина Васильевна после этой псевдолитературной, кабацкой обструкции расхотела ехать во Львов. А зачем, собственно говоря, метать бисер перед свиньями? Права была она, когда охарактеризовала ситуацию на Украине одной фразой: «сейчас точка отсчета от мурла».
В связи с раздавшейся галицийской критикой, дочь Лины Костенко, Оксана Пахлёвская, пояснила: «И это вы называете «критикой»? Это посталкагольные выбросы желчи известного круга личностей, которые не владеют ни одним даже полуинструментом анализа. Поэтому любая полемика с этим явлением была бы унизительной…»
Издатель Лины Костенко, Иван Малкович, пытался уговорить писательницу не прерывать тур и ехать в Галицию, несмотря ни на что.
«Вы же видите, что вы, как ледокол, проламываете искусственно созданный лед украинского отчуждения», - воскликнул он.
На что Лина Костенко ответила: «Да, я согласна, как ледокол, пробивать лед, хотя это и очень холодно. Я согласна пробивать стену, но ледоколы не плавают в болоте».
Услышав эту резонную мысль, я невольно, по грубости и примитивности своей натуры, подумал, а ведь действительно, - в г...не ледоколы не ходят.
***
Немного о Лине Васильевне
При советской власти она была отлучена от публикаций почти на 20 лет, вплоть до конца 80-х. А потом вышли в свет её исторический роман в стихах «Маруся Чурай», сборник «Неповторність», а позже том избранного поэтессы.
О её честности, принципиальности и бескомпромиссности давно ходят легенды. Однажды Кучма, ещё будучи президентом, издал указ о награждении Лины Костенко, одновременно с Борисом Ельциным и тогдашним премьером Украины Павлом Лазаренко, высоким орденом. Она отказалась, спокойно заявив: «политической бижутерии не ношу!»
Затем уже Ющенко, став президентом, зная её нрав, приехал к ней домой, чтобы проверить, как она отреагирует, если ей к юбилею присвоят звание Героя Украины. Выслушав его, она попросила не доводить дело до конца, ибо не примет награду.
Более десяти лет назад она вышла из Союза писателей Украины. А затем руководители этого творческого союза взялись выдвигать её на… Нобелевскую премию. Тут уж поэтесса от души посмеялась, да ещё и приструнила доброхотов: во-первых, нет у них прав на выдвижение, во-вторых, более-менее удачных переводов её поэзии на европейские языки пока не существует (за исключением, пожалуй, итальянского – не зря Лина Костенко получила в своё время престижную в Италии международную премию Петрарки).
Ни на какие литсобрания в Киеве она годами не ходит, живёт затворницей, интервью практически не даёт.
Чаще всего её можно увидеть в… чернобыльской зоне отчуждения, среди брошенных сёл и немногих живущих там людей-самосёлов. Практически все жители поражённой после аварии на ЧАЭС 30-километровой зоны относятся к Лине как к родному человеку, хотя далеко не все они знают, что она знаменитая поэтесса. Но надо видеть, как при её появлении в тамошних сёлах бегут навстречу, раскрыв руки для объятий, старушки и старики с возгласами: «Наша Лина приехала!»