Так в наше время ехидно называли радиолюбителей, для которых важен не результат, а сам процесс. Происхождение названия, надеюсь, понятно.
Так в наше время ехидно называли радиолюбителей, для которых важен не результат, а сам процесс. Происхождение названия, надеюсь, понятно.
Обычно они особой грамотностью не отличались, и в их среде ходило множество самых невероятных легенд: от чудодейственной «ртутной лампы», которая якобы не даёт властям запеленговать вашу «шарманку» (это простейший передатчик, транслирующий музыку с вашего магнитофона), и до золочёных проводов из бескислородной меди.
Иногда у них что-то даже получалось, и некоторые радостно делились своей схемой с редакцией журнала «Радио». В редакции были люди грамотные, но иногда по непонятным мне причинам публиковали такие схемы. А потом множество радиолюбителей пытались их повторить, часто безрезультатно, поскольку у автора оно заработало случайно. Забавный случай. Двое моих приятелей решили скопировать схемку акустического реле, которое на хлопок ладонями или громкий звук включало лампочку. Спаяли… долго кричали «А» в микрофон… не работает. Много возились, в конце концов надоело. Один из них в сердцах воскликнул: «Да ну и х… с ним!» И тут реле сработало. Оказывается, кричать надо было не «А», а «У»…
А кто же публиковал в журнале самые интересные статьи? Все, наверное, помнят такие имена: Валентин и Виктор Лексины. Они публиковали узлы схем любительского магнитофона, писали об особенностях многополосных усилителей и т. д. Ну действительно: самое слабое и капризное место звукового тракта — динамики. Так почему бы не разработать усилок для каждого динамика персонально, с учётом его особенностей? Можно и ЭМОС ввести…
А кто же они, Лексины, были в жизни? Крутые профи, гидроакустики, много сделавшие для подводных лодок и не только.
Или был ещё Николай Сухов. Кроме высококачественного усилителя воспроизведения для магнитофона он разработал ещё одну неожиданную для многих схему усилителя. Пока все грезили о «тёплом ламповом звуке» и мечтали создать усилитель вообще без обратных связей :), он опубликовал схему усилителя с глубокой общей ООС, который «почему-то» работал не хуже многих «хай-энд» схем.
А где же работал Сухов? В НИИ электромеханических приборов. Тоже крутой профи. Ещё он издавал журнал "Радиохобби", но в 2014 году журнал закрылся, Сухов ушёл на пенсию, а желающих продолжить издавать журнал в "революционном" Киеве не нашлось.
Кстати, что такое хай-энд? Высокий конец? Понятно :) Ещё один случай вспомнился. Один мой приятель, работавший в одном из подразделений Филипса, делал «хай-энд» усилители под заказ. Шикарный корпус, сверху которого демонстративно светились несколько радиоламп. Внутри… простенький усилок на филипсовских TDA. Заказчики были в восторге от качества звука…
Было и ещё несколько интересных авторов профи. Но не только в «Радио». Мой друг Евгений Петров разработал магнитофон «Орбита МП-121». Сам Евгений был инженером-испытателем в КБ им. Микояна, потом по ряду причин, в том числе и тяжёлой болезни, оттуда пришлось уйти. Так мы и не закончили с ним цикл статей про истребители пятого и последующих поколений. Написали 15 популярных статей, в планах был ещё десяток, но увы...
Одна общая печатная плата, что удешевляло производство, специальный разъём внутри, для контроля и настройки на конвейере, простейшая настройка одним резистором в каждом канале и т.п.
И… чуть не убил всю магнитофонную промышленность СССР :) Вот что он пишет:
«...и помимо всех ужимок и прыжков вокруг собственно проектирования, мне надо было написать весь вагон сопроводительной документации. В том числе, и ценовое обоснование для Госкомцен. И вот сижу, проверяю разблюдовку - и вижу: ХХ% - надбавка за использование эфирного тракта.
Какой, мать вашу, эфирный тракт?! Это ж МАГНИТОФОН!! Учиняю набег на девочек из техбюро - они мне на прозрачном глазу: а что - не надо? А мы всегда так писали…
...у истории есть продолжение - когда Мой Незабвенный Шеф, Главный конструктор СКБ "Искра" Сергей Сергеевич Гончаров, вернулся с комиссии в Госкомцен, то рассказал, что его пытались зачморить: разработчик (то есть, мы - СКБ "Искра") попросил ЗА МАГНИТОФОН ПЕРВОГО КЛАССА (на самом деле - первой категории сложности, если выражаться официально) "всего" 180 руб.
Комиссия выпала в осадок - и долго и нудно проверяла справку. Когда криминала не обнаружилось - ему стали пенять, что он убъёт прибалтов: накануне были представители "Вильмы" и слёзно умоляли к нешуточной цене в полштуки с гаком ещё накинуть - мол, они и так не укладываются в минимальную рентабельность и им нечем кормить заводской народ.
А тут - вылезает Орбита со своим гнусным ценообразованием и грозит полностью подмять рынок под себя.
В результате комиссия стала собачиться между собой - противники прибалтов получили с нашей подачи просто зверский аргумент и начали мочить лоббистов. Причём, это что называется "на свежие дрожжи" - перепалка у них была накануне и тогда вильмовские лоббисты вроде как выиграли.
Кончилось тем, что наш запрос цены всё же переиграли - дали цену в 270 руб.
Потом я узнавал от заводчан (делали в Ростове), что цену быстро подвинтили до 310, а дальше - и вовсе загнали поэтапно поближе к полштуке. Ценовики наезжали на серийный завод - а те и не сопротивлялись: в отличие от нас, разработчиков - им только в радость была такая сверхрентабельность. А мы ж - с мечтой о счастье простого советского человека... Идеалисты, блин... ;-)”
Поэтому я и удивился, что, невзирая на давно опубликованные грамотные высококачественные схемы, этот класс любителей до сих пор живее всех живых, чего только я от них не наслушался в комментариях здесь :) Получил истинное удовольствие...
Владимир Зыков
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.