Это был видный теоретик боевого применения стратегической авиации, один из основоположников ВВС США, обосновавший перед высшим руководством страны необходимость выделения авиации в отдельный вид вооружённых сил.
Это был видный теоретик боевого применения стратегической авиации, один из основоположников ВВС США, обосновавший перед высшим руководством страны необходимость выделения авиации в отдельный вид вооружённых сил.
Россия после событий 1917-го потеряла множество талантливых людей — писателей, художников, инженеров и конструкторов. Стоит только вспомнить писателя Ивана Бунина, пианиста-виртуоза Сергея Рахманинова, балерину Анну Павлову, певца Федора Шаляпина, конструктора Игоря Сикорского. Среди этих выдающихся людей был и русский летчик авиаконструктор Александр Николаевич Прокофьев-Северский, который сегодня незаслуженно забыт.
А ведь именно он более 100 лет назад летал без ноги, и не просто летал, а сбил в «собачьих свалках» воздушных боёв Первой мировой войны 17 немецких самолетов. Прокофьев-Северский эмигрировал в США, стал там миллионером, помогал СССР технологиями, основал фирму, которая позже сделала уникальный истребитель «Тандерболт».
Это был видный теоретик боевого применения стратегической авиации, один из основоположников ВВС США, обосновавший перед высшим руководством страны необходимость выделения авиации в отдельный вид вооружённых сил.
Александр Николаевич Прокофьев родился 7 июня 1894 года в Тбилиси (Грузия, Российская империя) в семье потомственных дворян. Его предки Прокофьевы были военными, а отец, Николай Георгиевич Прокофьев, стал известным в Петербурге певцом, режиссёром и владельцем театра (его сценический псевдоним — Северский). Александр учился в Морском кадетском корпусе, который окончил в декабре 1914 года в чине мичмана. К моменту поступления в корпус уже умел летать — его отец был одним из первых самолётовладельцев в России. По выпуске из корпуса был зачислен в 1-й Балтийский флотский экипаж.
В 1914–1915 годах в России при Военно-морском флоте начали создавать авиационные группы, предназначенные для морской разведки и совместных действий с кораблями. По приказу адмирала Эссена молодой офицер Прокофьев был направлен на курсы авиации и воздухоплавания имении В. В. Захарова при Петербургском политехническом институте для получения необходимой теоретической подготовки.
Летчик на Гатчинском аэродроме. 1915 год.
После окончания курсов был откомандирован в Севастопольскую военную авиационную школу для подготовки лётчиков морской авиации. 2 июля 1915 года сдал экзамен и получил звание морского лётчика.
Направлен на службу на базу гидросамолётов «Конкорд», стоявшую на острове Эзель. Но прослужил там буквально несколько дней: 6 июля 1915 года при возвращении из боевого вылета подорвался на собственной бомбе и был тяжело ранен. Ему ампутировали правую ногу. Тем не менее он решил вернуться в строй и упорно учился ходить сначала на костылях, а затем с протезом.
В начале 1916 года приступил к службе на петербургском заводе 1-го Российского товарищества воздухоплавания в качестве наблюдателя за постройкой и испытанием гидросамолётов, предназначенных для авиации Балтийского флота.
В это время начал работать в качестве конструктора. Предложил схему, чертежи конструкции и технологию перехода летающих лодок с поплавков на лыжи, что позволило авиации флота действовать зимой. Чтобы доказать, что может летать, однажды во время показательных полётов без разрешения заменил недостающего лётчика.
Задолго до Валерия Чкалова, желая доказать возможность, несмотря на инвалидность, выполнять боевую работу на фронте, самовольно совершил полет на летающей лодке М-9, во время которого пролетел под аркой Николаевского моста в Петрограде. При этом он сумел не только вписаться между водой, настилом и опорами, но и успел счастливо разминуться — буквально в нескольких дюймах! — со встречным речным трамваем. К счастью, его пассажиры отделались лишь лёгким испугом. За этот поступок он был арестован. Но по ходатайству контр-адмирала А. И. Непенина с личного разрешения Николая II его освободили, и он продолжал летать.
С началом активной лётной работы тяга к конструкторской деятельности не угасла. В перерывах между полётами Александр занимался усовершенствованием самолёта, стараясь сделать его максимально удобным для пилотирования. Чтобы уменьшить нагрузку на протез при управлении, он разработал конструкцию балансирного руля направления, а затем и балансирных элеронов, сконструировал регулируемые педали, позволявшие изменять расстояние между сиденьем лётчика и блоком управления в кабине.
Весной 1916 года он был зачислен морским лётчиком 3-й авиационной станции Авиационного отдела службы связи Балтийского флота. Вскоре проявил себя в боевых вылетах, был ранен в воздушном бою 1 августа 1916 года. 3 февраля 1917 года Прокофьеву «за отличие» был присвоен чин лейтенанта по флоту.
В боевом вылете 1 октября 1917 года из-за остановки мотора совершил вынужденную посадку в немецком тылу, сжёг самолёт, снял с него пулемет и, пройдя свыше 30 вёрст, вышел в расположение своих войск. 12 октября 1917 года «за отличие в делах против неприятеля» произведён в чин старшего лейтенанта.
Русские летчики.
К моменту Октябрьской революции 1917 года лейтенант Прокофьев был одним из самых известных лётчиков-асов в России. Он налетал 1600 часов, участвовал в 57 воздушных боях, одержал 13 побед.
Имел множество боевых наград, в том числе почётное Золотое оружие и орден св. Георгия IV степени, вручённый лично главой Временного правительства А. Ф. Керенским. Был удостоен специальной награды за ценные изобретения в области морской авиации. Занимал должность командующего истребительной авиацией Балтийского флота и технического консультанта при Адмиралтействе.
В начале 1918 года под предлогом болезни через Владивосток выехал в США. В марте 1918 года прибыл в США в качестве агента по делам Военно-морского флота при ещё действовавшем российском посольстве в Вашингтоне. После закрытия царского посольства, оставшись не у дел, Прокофьев стал подыскивать себе новую работу. Вскоре состоялась его встреча с известным генералом Билли Митчеллом, убеждённым сторонником развития бомбардировочной авиации, будущим «крёстным отцом» американских военно-воздушных сил. Прокофьев, который сменил свою фамилию на Северский, поделился с ним соображениями относительно технического усовершенствования самолётов.
Идеи молодого русского лётчика заинтересовали генерала, и осенью 1918 года он предложил ему место инженера-консультанта при Военном министерстве в Вашингтоне. В 1927 году он получил американское гражданство, а год спустя ему было присвоено звание майора ВВС США в запасе.
Для развития и коммерческого использования своих идей в 1922 году основал фирму Seversky Aero Corp. Компания работала успешно, было разработано несколько технических новинок, однако во время Великой депрессии она разорилась.
В феврале 1931 года Северский основал новую фирму Seversky Aircraft Corp., где являлся одновременно президентом, конструктором и лётчиком-испытателем. Главным инженером стал его земляк, талантливый грузинский авиаконструктор Александр Картвели. Среди их разработок — самолёты SEV-3, P-35, 2PA и один из самых массовых истребителей времён Второй мировой войны — P-47 Thunderbolt («удар грома» в переводе). Было построено 15 686 самолётов.
Основное вооружение самолета составляли восемь крупнокалиберных (12,7 миллиметра) пулемётов. Будучи использован как истребитель-бомбардировщик, обладал бомбовой нагрузкой в 1133 килограмма. При полной загрузке P-47 весил до восьми тонн, что делало его одним из самых тяжёлых истребителей войны.
«Тандерболт» был эффективен как эскортный истребитель ближнего и среднего радиуса действия, в высотных воздушных боях, а также как штурмовик на европейском и на тихоокеанском театрах военных действий. Благодаря радиальному звездообразному двигателю и протектированным бензобакам отличался высокой живучестью.
В июне 1941 года, когда фашисты напали на СССР, Александр Николаевич выступил в американских газетах с заявлением, в котором подчеркнул, что на сегодня главная задача Америки — помочь России.
«Никогда не покорится народ, давший миру Ивана Павлова и Дмитрия Менделеева, Льва Толстого и Федора Достоевского»,— писал летчик.
Благодаря своему умению выступать на публике Северский стал знаменитостью и постоянно находился в центре внимания прессы. Всеобщую известность Северскому принесла книга Victory Through Air Power («Воздушная мощь — путь к победе»), опубликованная в 1942 году и быстро ставшая бестселлером. В этой книге А. Н. Северский аргументированно утверждает, что США могут и должны стать державой, лидирующей в воздухе, заняв тем самым военное лидерство в мире.
По этой книге компания Уолта Диснея сняла пропагандистский фильм, в котором в промежутках между рисованными анимированными сценами выступал Александр Северский. Этот фильм Рузвельт и Черчилль просматривали совместно.
К концу Второй мировой войны Северский был признанным авторитетом в делах военной стратегии и имел должность консультанта по военным делам при правительстве США.
9 мая 1945 года вместе с генералами Спааком и Ванденбергом он присутствовал на первом допросе рейхсминистра авиации рейхсмаршала Великогерманского рейха Германа Геринга. Бывший командующий люфтваффе поначалу разговаривал только с двумя генералами, но, услышав профессиональные вопросы от неизвестного ему майора, снисходительно поинтересовался, кто это такой.
Северский назвал своё имя, и с Геринга мгновенно слетела вся спесь. Он с интересом спросил, не тот ли это Северский, имя которого он помнит с Первой мировой войны. Услышав подтверждение, Геринг вздохнул и выразил сожаление, что встреча двух знаменитых асов проходит в столь непрезентабельных условиях.
В 1946 Северский был награждён медалью за заслуги — самой почётной на тот момент наградой США, присуждаемой гражданским лицам. В специальном послании президента США Г. Трумэна по случаю награждения говорилось, что «авиационные знания господина Северского, его целеустремленность и энергичная пропагандистская деятельность оказали большую помощь в деле окончания войны».
Именно Прокофьев стал крестным отцом известного советского летчика — Героя Советского Союза Алексея Петровича Маресьева. Тот, когда лежал в госпитале, прочитал статью о русском военном летчике поручике Валерьяне Аркадьевиче Карповиче.
Летая над вражескими позициями, поручик Карпович был ранен в ногу немецкой разрывной пулей «дум-дум». С раздробленной ногой он сумел на своем «Фармане» перетянуть через линию фронта и сесть у своих. Ступню ему отняли, но молодой офицер не пожелал увольняться из армии. Он изобрел протез собственной конструкции, долго и упорно занимался гимнастикой, тренировался и благодаря этому к концу войны вернулся в армию. Он порой рисковал подниматься в воздух на своем аэроплане, был награжден офицерским «Георгием» и успешно служил в русской военной авиации.
Прообразом Карповича и был Александр Николаевич Прокофьев.
С 1960 годов Северский занимался проблемами изобретений в области экологии, создал фирму Seversky Elektronatom Corp. В последние годы жизни увлекся проблемами защиты окружающей среды, разработал электростатический фильтр для очистки промышленных отходов, изобрел экологически чистый летательный аппарат «Ионокрафт» (1964).
До конца своей жизни Северский оставался консультантом ВВС США и лектором Авиационного университета, где обучались будущие командиры военно-воздушных подразделений. Он много ездил по стране, читал лекции, выступал в прессе, участвовал в конференциях. Был членом многих общественных организаций, в том числе Общества американских военных инженеров, Ассоциации пилотов-спортсменов США. Имел степень почётного доктора наук. Являлся постоянным консультантом ВВС США.
В 1925 году он женился на американке Эвелин Олифант, которая стала верной подругой и единомышленницей мужа. Она научилась управлять самолётом и много летала. У Северских была собака по кличке Водка — в память о России и о бесшабашной молодости Александра. То муж, то жена брали Водку в полёты, и собаке очень нравилось в воздухе.
Скончался Александр Николаевич Северский 24 мая 1974 года от рака, не дожив ровно две недели до своего 80-летия, и был похоронен в Нью-Йорке — городе, где прошла большая часть его жизни.
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.