В пятой части статьи мы говорили о памятных местах Минска и посещении сожженной фашистами деревни Хатынь. Продолжим изучать особенные объекты города и поговорим об исторической памяти белорусов.
В пятой части статьи мы говорили о памятных местах Минска и посещении сожженной фашистами деревни Хатынь. Продолжим изучать особенные объекты города и поговорим об исторической памяти белорусов.
Есть один объект, который виден практически с любой высокой точки в Минске. Суровая красота тянется к облакам на пересечении проспекта Победителей и проспекта Машерова. Высоченный шпиль не несет в себе ничего лишнего. Только скорбь и величественность. Речь идет о стеле «Минск – город-герой». Рядом с ней чувствуешь себя пешкой на шахматной доске. Пройдите по мраморным лестницам к самому высоченному памятнику. Неподражаемый, необычный ракурс получается, если сфотографироваться снизу вверх, на фоне стелы. Все это место дышит торжественностью, подвиг народа запечатлен в строгой композиции. Архитектурный комплекс «Минск – город-герой», как мне кажется, может играть роль визитной карточки города. Этот ансамбль туристу стоит посмотреть обязательно.
Удивительно, как белорусы относятся не только к своей истории, но и к истории той страны, в состав которой некогда входила республика, – СССР. Ни в разговорах, ни в публикациях, ни в отношении властей и народа к памятникам нет экспрессии, ненависти к различным историческим персонажам. Памятники представителям разных наций спокойно соседствуют. Никому и в голову не приходит ломать и сносить изваяние Ленина, например. Ильич спокойно созерцает на проносящиеся по дороге иномарки, а у подножия лежат цветы. Только в Белоруссии я увидел трепетно-нежное отношение к героям Советской эпохи, к тем, кого в России уже забыли, а то и растоптали.
Например, герой ВОВ Марат Казей. Памятник бесстрашному юному борцу против фашистов в одном из скверов Минска окружен заботой и чистотой. Скульптура изображает мальчонку, изготовившегося бросить гранату в последний миг своей короткой жизни. У подножия мемориала до сих пор (!) люди сами кладут живые цветы. Хотя после развала СССР прошло почти два десятка лет! (Марат Казей был героем той эпохи). Памятник помыт, вокруг клумбочки. Марату в бронзе уютно и покойно здесь, под небом белорусской столицы. Никто его не собирается сносить, за ним ухаживают. Не беспокоят вандалы. А счастливые молодожены, да и обычные люди кладут букетики к ногам Казея. Белорусы ценят историческую память.
Обязательно посетите мемориал-часовню погибшим воинам-афганцам. Это удивительнейшее сооружение. Вы проходите внутрь сквозь скорбящие женские фигуры, отлитые из железа, и внутри часовни открываются ниши с библейскими изображениями. Ровно в середине круга помещено хранилище для пожертвований на содержание памятника. Туристы, молодожены, простые жители города складывают туда самую разную денежку. Кто сколько может. Расположен памятник на небольшом островке, который так и именуется – остров Мужества и Печали.
Аналогичное по стилистике, но гораздо более скромное сооружение есть и в Москве, в сквере у метро Перово. Правда, в Москве установлены просто фигуры скорбящих женщин, без библейских мотивов.
В Минске же у памятника Мужества и Печали есть поразительная особенность. Удивительно, как люди умеют соединить несоединимое. Здесь это памятник не только убиенным, но и любящим! Там, где смерть, рядом же живет и любовь. Вход на территорию часовни преграждает кованая массивная калитка. На ночь ее закрывают.
Так вот, влюбленные пары Минска, других городов и даже стран превратили калитку в рукотворный памятник Любви и Верности. На прутьях ограды висит множество навесных замков, на поверхности которых выбиты краткие, но выразительные летописи чувств. Пример: «Маша+Сергей, 2002». Или: «Наташа+Cаша = вместе навек, 2004». Почти все подобные надписи накернены. То есть парень брал в руки молоток, кернер, зажимал в тиски замок и скрупулезно выбивал мини-клятву в вечной и большой Любви. Надписи выглядят подчас слегка кривоватыми, но зато какая романтическая мощь стоит за каждой буквой!
Влюбленные приезжают на остров Мужества и Печали и замыкают дужку замка вокруг мощных прутьев ограды. Ключ выбрасывают. Получается, замок теперь можно снять только с помощью ножовки по металлу. Вот так символично местные и приезжие Ромео и Джульетты скрепляют свои чувства навеки! Мы можем лишь догадываться, сколько счастливых пар, а также разводов и разбитых сердец кроется за каждым таким именным замочком. Но хочется верить, что все же большинство из этих романтиков живут в любви и согласии, ибо они озарили печальный, в общем-то, памятник светом своей пылкой любви, увековеченной на металле. Проезд к часовне: метро Немига, топаем по мосту через реку Свислочь, а там – налево, по указателю на Троицкое предместье.
Вообще, я рассчитывал увидеть какую-нибудь громадную глыбу, привезенную из Японии. Хиросима – воплощение ужаса ядерных технологий. Средоточие смерти. И вот я обнаруживаю на территории небольшой часовни этот плоский камень, который так и называется – Камень мира Хиросимы (проезд от метро «Академия наук», далее на троллейбусе до остановки «площадь Бангалор»), идти по направлению к храму, возведенному в честь иконы Божьей Матери «Взыскание погибших». Сам камешек – кусок трамвайной брусчатки из Хиросимы – небольшой. На нем высечен портрет богини мира Канон. Тихое, уютное местечко, которое стоит увидеть. А рядом парк Дружбы народов, где приятно пройтись среди шуршащих деревьев.
Выйдите на станции метро «Парк Победы», и вы его увидите сразу. Монумент Победы расположен на небольшом пятачке в центре площади, вокруг него – проезжая часть. Чтобы подойти к нему, нужно идти по подземному переходу. Вы не пропустите венок из разноцветного стекла, который подсвечивается изнутри. Побыв у венка, идем наверх, к самому монументу. Это – стела, на которой выбиты в камне солдаты ВОВ и мирные жители. Перед памятником горит вечный огонь. Барельефы с изображением лиц той войны на стеле смотрятся, как живые. Здесь просто хочется молчать. Погреть в холод ладони, направив их в сторону пламени. Можно долго лицезреть, как мастерски и глубоко сделана скульптурная композиция.
Недалеко от метро Немига высится в белой красоте здание театра оперы и балета (площадь Парижской Коммуны, дом 1). Но если посмотреть левее от входа, то вы увидите небольшой сквер, а там – скульптура. Несколько человек танцуют балет. Выполнено изваяние, по-моему, в бронзе, девушки в композиции такие хрупкие, воздушные, они как бы стремятся к небесам в своем танце. Очень, знаете ли, приятно было после посещения кафешки, где употреблялась и водка, попробовать имитировать танец бронзовых миниатюрных участниц балета. Я плясал искренне. Что видели прохожие: взрослый дядька немаленьких размеров активно пляшет на фоне скульптуры. Пытается встать на цыпочки. Стремится крутануться на месте и при этом падает.
Что ж, некоторые, прямо скажем, не очень понимающие в прекрасном, неэстетичные граждане осмеивали российского, так сказать, танцора. Но у меня все равно от того танца осталось ощущение полета. Это было прекрасно! Попробуйте – не пожалеете! А уж пойти на спектакль в данный театр – почетная обязанность каждого туриста, мне так кажется. Хотя мужику усидеть на опере бывает непросто…
В Минске также немало тихих музеев, некоторые в деревянных еще зданиях, но они все же рассчитаны больше на любителя. Я же рассказал о части наиболее потрясающих, с моей точки зрения, объектах столицы РБ.
В продолжении рассказа мы коснемся патриотической составляющей в Белоруссии.
Михаил Берсенев
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.