Мне казалось, что наиболее распространенные мифы уже развеяны. Оказалось, что не до конца. Екатерина II не продавала Аляски. Она умерла за 71 год до этого. В песне «Любэ» допущена ошибка, но для художественного произведения это не имеет серьёзного значения, как не имеет значения для пушкинского «Бориса Годунова» то, что Годунов не убивал царевича Димитрия. Как не имеет значения для пушкинского же «Моцарта и Сальери» то, что Сальери, по-видимому, не убивал Моцарта. «Моцарт и Сальери» – вообще о другом.
Откровенных ошибок, конечно, не следует допускать. Однако художественное творчество часто строится на превращении истории. Самым отвратительным в этом бытующим много десятилетий мифе о Екатерине и Аляске является то, что Екатерина II была собирательницей русских земель, а не разрушительницей. Никогда при каком другом правителе и никогда за 34 года (столько правила Екатерина) не было присоединено к России столько значимых земель и основано столько городов и поселений. Именно на годы её правления (1762 – 1796) приходится значительная часть первого периода русского освоения Аляски, осмысленно начавшегося в 1732 году и закончившегося в 1799 созданием нашей Русско-Американской компании, которая и управляла Аляской до ее продажи (1867).
Корни этого мифа лежат в сложном отношении к царизму в советское время и в не очень хорошем отношении к Екатерине II как подавительнице «народного» восстания Е. Пугачёва. Екатерина II не мелькнула на небосводе – её царствование продолжалось целую эпоху. Она яркая, притягательная личность, ярче, чем любой правитель и правление в XIX веке. Для мифологии очень легко и удобно отнести значимое событие к такому периоду! Кроме того, Екатерина – женщина, а так легко списать всё на несуществующую женскую глупость.
Аляска была продана при Александре II в 1867 году. Вот люди, которые приняли решение и продали Аляску:
Александр II, царь-освободитель.
Константин Романов, брат царя, глава морского штаба, либерал, один из инициаторов продажи.
Александр Горчаков, товарищ А. С. Пушкина по лицею, министр иностранных дел.
Михаил Рейтерн, министр финансов.
Николай Краббе, морской министр.
Эдуард Стекль, посол России в Вашингтоне, был женат на американке, потратил на подкуп американцев ради продажи Аляски около 100000 долларов (достоверная известная истории цифра), получил за организацию сделки 25000 долларов, после продажи жил в Париже до конца жизни.
Неплохие, возможно, люди, принявшие неверное решение. Решение, совершенно невероятное для Екатерины II, которая говорила: «Римляне не заботились о числе неприятеля; они только спрашивали: где он?» Екатерина ставила задачи и не боялась двигаться к их решению, несмотря на противодействие, которое всегда есть в жизни и истории.
Всё, в конечном итоге, упирается в волю. Владимир Ленин не хотел продать Камчатку – так и не продал. Мы знаем, что если у человека есть желание, стремление, то он преодолеет все препоны и трудности и сделает по-своему. Никакие официальные ограничения и складывающиеся обстоятельства не удержат его. Владимир Ленин тоже в большей степени созидатель, чем разрушитель – империя в виде Советского Союза была воссоздана при нём в 1922 году. Он собрал всё, что можно было собрать на тот момент, преодолевая, в том числе, и ошибки своего правления. Человек, нацеленный на такое, не продаст Камчатки.
Для оправдания правильности принятия решения 1867 года приводились и посейчас приводятся следующие причины:
– Невозможность защитить удалённые территории (задача, решаемая во времени с разной возможной скоростью путём оригинальных, смелых и действенных мер).
– Военная и экономическая опасность со стороны соседей (до некоторой степени преувеличенная и тоже решаемая путём дипломатической игры, временных уступок и межгосударственных союзов).
– Боязнь не получить ничего и желание получить хоть что-то (психология заведомо проигравшего).
– Истощение пушных ресурсов и убыточность Русско-Американской компании в последнее время перед продажей (свою страну любят не потому, что в ней всё хорошо и прибыльно, а потому что она своя).
– Приобретение нового союзника в лице США в противовес Британской империи (достаточно наивное стремление, союзники приобретаются иначе и более успешно).
– Необходимость платить проценты Ротшильдам по займу, взятому для выплаты компенсации помещикам за освобождение крестьян (всегда можно найти другие способы).
– Необходимость найти деньги на приобретение в США технологий для строительства железных дорог в России, с возможным прямым интересом в сделке американского железнодорожного бизнеса (все страны изыскивают инвестиции, но это не заканчивается продажей части территории страны).
Историки отмечают также возможный коррупционный интерес некоторых участников принятия решения. Но главное – в 1867 году не хватило воли. Той самой, которой не хватило Б. Ельцину, чтобы закончить Первую чеченскую войну, и той самой, которой хватило В. Путину закончить Вторую (не мы её начинали).
Именно этой воли недоставало у М. Горбачёва, когда в декабре 1991-го, уже после Беловежских соглашений, Анатолий Собчак предложил ему ввести чрезвычайное положение и сохранить СССР. Именно эта воля нашлась у современного российского руководства в решении вопроса Южной Осетии и Абхазии.
Утверждения о том, что покупка Аляски явилась поводом для того, чтобы США выплатили России компенсацию за оказанную им поддержку в ходе Гражданской войны и отмены рабства, являются вымыслом. Вымыслом являются и утверждения о том, что Аляска была не продана, а сдана в аренду. Сознание не мирится с потерей и надеется на лучшее. Поэтому так долго живёт и этот миф, распространению которого способствовала и информация о фиктивном договоре, заключенном в 1854 году для дезинформации британцев (о вероятной аренде американцами Аляски на три года). Дипломатическая игра.
Продажа Аляски не была заговором, это была ошибка, хотя и очень досадная. В истории случаются заговоры, иногда они оказывают даже влияние на её ход. Но сама история – не заговор. Нет ничего проще политики и нет ничего сложнее политики. На принятие политических решений часто влияют мелочи, случайности, особенности быта и характера участников решений, такие же, как и у простых людей. С другой стороны, политическое развитие – сложнейший комок переплетений разнонаправленных сил и движений. На решение о продаже Аляски повлияли личностные особенности решавших и в целом – следование в русле западной политики, характерное для России со времён Петра I и до 1917 года.
Если на Россию смотреть с прозападных позиций, когда идеал – маленькая уютная европейская страна, можно посчитать Аляску никчемной, далёкой и ужасно холодной территорией, забывая, что 2/3 России – именно такая земля с плотностью населения не большей, чем на Аляске на момент продажи. Кстати, среди жителей современной Аляски также распространён известный западный миф о том, что Россия – очень холодная страна. У них, конечно, лучше. Средняя температура января в столице Аляски Джуно – -1,6 С. И оттуда до южной границы штата – 900 км. Всё юго-восточное побережье Аляски – зона с умеренным морским климатом. На Аляске – несколько сот сельскохозяйственных ферм. Штат сам обеспечивает себя картофелем, овощами, молоком и молочными продуктами. Хотя есть и на Аляске, конечно, очень холодные территории.
Но не надо забывать, что Аляска равна по площади Финляндии, Эстонии, Латвии, Литве, Белоруссии, Украине, Молдавии и половине Польши, вместе взятым (территория всего перечисленного – 1.512.350 км. кв., площадь Аляски – 1.519.000 км. кв.). Если считать не математическую половину Польши, а ту, которая в свое время входила в Российскую империю, то получится в самый раз.
Природные богатства Аляски не идут ни в какое сравнение с выплаченной суммой в 7.200.000 пусть даже тогдашних долларов. И уже через несколько десятков лет владения доходы американцев исчислялись десятками миллиардов. Аляска так же одарена природными богатствами, как наша Сибирь. На Аляске, кстати, популярен рассказ о том, как в один день в 70-х или 80-х годах в штате было выловлено рыбы на сумму большую, чем вся стоимость Аляски.
Самое ужасное, как утверждает профессор Е. П. Толмачёв – это то, что корабль, перевозивший выплаченную сумму золотом, затонул в Балтийском море при неудавшейся попытке захвата груза. России ничего не досталось. Лишь посол Эдуард Стекль взял свыше ста тысяч долларов в счёт потраченных государственных денег на подкуп американцев, отчего на корабле была неполная сумма.
К сожалению, действия в духе аляскинского решения продолжились в нашей истории. Никита Хрущёв пообещал Японии Южные Курилы, после чего они их так яростно и требуют. Он же пообещал Финляндии острова в Финском заливе, после чего всякая деятельность на них заморожена, так как территория спорная. Наконец, Никита Хрущёв отдал Украине истинно русский исконный, всегда и вечно наш Крым и создал те огромные противоречия, которые еще ждут своего разрешения. Борис Ельцин отдал Китаю почти все острова на Амуре и отодвинул в Приморском крае границу на 1.5 километра вглубь российской территории, ставя себе в заслугу удачное и выгодное решение территориальных споров с этой страной. Ельцин же уступил настойчивости Леонида Кучмы и согласился на окончательную передачу Севастополя, бывшего всегда городом центрального подчинения и финансировавшегося из российского бюджета даже после прекращения существования СССР.
Так что грустный опыт утраты Аляски и его историческое осмысление значимы и по сей день. Для того, чтобы в будущем было иначе и разумнее. Об этом и разговор.
Продолжение