Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Арт-Шоу

Спутник запоздалого кинозрителя - XI

Когда я писал о советском чувственном (эротическом) кино, то даже не подозревал, что пропустил один очень интересный субжанр, который можно смело назвать «национальным порно». Удивительно, но передовиками в нем были не прибалты (хотя и у них я припоминаю что-то подобное), а украинцы, и даже конкретно - студия Довженко.

По произведениям своих авторов на украинские деревенские темы оказывается снимались крайне лихие картины, которые, вероятно, совершенно не прокатывались в остальной части СССР.

Отличительной особенностью данных кинополотен являлась потрясающая расовая чистота. Никакой среднеазиат или кавказец в них просто не мог прошмыгнуть, да и русские фамилии встречались нечасто.

Первым в ряду я назову притчу «Вавилон XX» (1979), о пришедшей в украинское село Революции. Комиссары занимают лишь первые и последние несколько минут фильма, а в остальном страсти самые низменные.

Да-да, этот фильм — настоящий бенефис коренной уроженки Омска и звезды московского мюзик-холла (на тот момент) Любови Полищук.

К Украине она имела касательство только корнями, но фамилии и происхождения было режиссеру достаточно. Не Полякова, Полякайте или там Поликян же.

Вообще, главное слово в сочетании «этническое порно» именно «этническое». Масса разнообразных танцев, нарядов, припевок и прочих штучек (которые вызывают у пейзан зевоту, но почему-то очень ценятся городскими теоретиками национальной идентичности).

Для справки. ПЕЙЗА́Н 1. устар. условно-идиллический образ крестьянина в художественной литературе, живописи, театре. 2. то же, что крестьянин.

На мужчине вышиванка с конем.

Сексистские шуточки.

Подобный кадр в коммерческом кино ныне невозможен (к вопросу о свободе и цензуре).

Нынешние кинодеятели кроме того не понимают, что лифы (корсеты) полтора века назад в деревнях не носили. А в 1979 году понимали.

 

Вторым я бы назвал кинополотно «Лесная песня. Мавка» (1980) Юрия Ильенко. Из фильма можно понять, что угорал по национальной теме он с очень давних времен (его последнее творение — «Молитва о Гетмане Мазепе» — не менее стоящий образчик порно, но более позднего).

А тогда даже вот вторую жену (Людмилу Ефименко) в главной роли снял, не побоялся.

Экранизации произведения Леси Украинки о карпатских ведьмах (или русалках) в общем-то скучновата, но кино же можно украсить всякими другими деталями, не так ли?

Хочу сказать, что проблема воровства леса и в далекие времена стояла в тех местах очень остро.

Возможно в конце семидесятых и в начале восьмидесятых снимались и другие столь же огненные фильмы, но необходимо упомянуть более позднюю, перестроечную «Цыганку Азу» (1987). Тут у нас не только украинцы, но и национальное меньшинство — цыгане.

Перестройка, тема сисек уже не вызывает ажиотажа цензуры. Она и раньше не особенно вызывала, селянам можно.

Но фильм все же киностудии Довженко, а не «Цыганфильма» там какого.

 

Подозреваю, что немало сочного этно можно обнаружить у кинематографистов Молдавии (все помнят попсовый «Табор уходит в небо»), но тут я не большой специалист. «Беларусьфильм» был явно поскромнее и «Дикая охота короля Стаха» (1979) скорее фильм ужасов, хотя тема тоже есть.

Совершенно неожиданный для меня пласт советского кино в общем.

Источник


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.