Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Арт-Шоу

Советское чувственное (эротическое) кино

Продолжаем рубрику о старых фильмах. Сегодня у нас крайне интересная тема: отблески мировой сексуальной революции на строгом советском экране. Сразу надо оговориться, что и во времена хрущевской оттепели появлялись «странные» фильмы с ясным сексуальным подтекстом («Дубравка», «Девочка и эхо», «Андрей Рублев» и т.д.).

Но мы рассматриваем период примерно с середины семидесятых (когда до киностудий СССР добралась культура хиппи лета 1969-го) до начала восьмидесятых (примерно с 1986 начался уже совсем другой период и для страны, и для кино).

В данном обзоре будут представлен десяток малоизвестных фильмов, поскольку среди по-настоящему странных фильмов кассовых чемпионов и нет.

Переходным (нулевым) можно считать короткометражку 1969 года «Берег принцессы Люськи». Незатейливая история Олега Куваева о том, как к трем геологами прислали в тундру прекрасную студентку-ботаника, вполне укладывалась бы в рамки детского фильма, если бы не Светлана Смехнова в главной роли. Бриджит Бардо-то против нее жидковата. Про тогдашних американских актрис и не говорю.

Фильм для детей, напомню.

Все американские «леты любви», «сексуальные революции», субкультуры хиппи и прочая дребедень, которой они так гордятся, случатся уже после премьеры короткометражки «Беларусьфильма».

Почему я считаю данное произведение границей эпох? Дело в том, что в кино шестидесятых и ранее подобный тип девушки на экране был невозможен. Фактически обязательны были сложная прическа и тяжелый макияж, при котором и 18-летние актрисы выглядели солидно, лет эдак на сорок.

А тут все иначе совсем.

 

1. Звезда экрана (1974 год, Киностудия имени Горького, Ялтинский филиал)

В СССР как известно было все (только очень мало). В том числе легковесные и безыдейные музыкальные ревю, здорово напоминающие зарубежные кабаре и даже местами бурлеск.

Вот и в данном фильме сюжет вроде бы и есть, но он служит лишь гарниром для кордебалета.

Фрагмент с пляшущей на автомобиле аэродромных служб девицей на фоне рулящего самолета «Аэрофлота» вполне можно использовать для продвижения «Аэрофлота» и сейчас (смотрите в фильме с 10.30 минуты по 12.32).

Просто ныне в агентствах окопались одни геи и мы вынуждены наблюдать в современной рекламе худых и несчастных моделей с волчьим оскалом (там предполагают, что именно так выглядит располагающая улыбка).

От финала кинополотна я в восторге. Заканчивается все встречей ветеранов на 9 мая (война, напомню, на тот момент закончилась не так уж и давно, всего 30 лет назад) и ясно проговаривается абсолютно здравая мысль, что воевали люди именно за счастье своих детей, то есть за возможность потомкам невозбранно махать руками, дрыгать ногами и вообще жить полнокровной мирной жизнью.

Совершенно не удивлюсь, если награды в фильме Михаил Пуговкин надел свои.

Такое вот веселая танцевально-патриотическая картина.

 

2. Осень (1974, Мосфильм)

За совершенно заурядным названием скрывается настоящая эротическая драма. Немолодые люди (Наталья Рудная/Леонид Кулагин), которые когда-то разошлись, решили вспомнить молодость и провести неделю в деревне вместе.

Совершенно неудивительно, что почти половину фильма герои проводят в кровати. За разговорами и не только.

При прокате в 1974 году особо огненные сцены в некоторых копиях вырезали, да и сейчас (сейчас!) ютуб вкрячил возрастное ограничение. И это очень характерно.

Стояльцы на страже морали какие, прости господи!

Поэтому здесь ссылку на этот фильм мы привести не можем. Нужно регистрироваться.

3. Чужие письма (1975, Ленфильм)

До просмотра этого фильма я и не предполагал, что вопросы женской однополой любви вообще выносились на советский экран. Школьница из неблагополучной провинциальной семьи (Светлана Смирнова) разочаровалась в отношениях с мужчинами и стала сожительствовать с учительницей (Ирина Купченко).

Вот она как раз разочаровывается. В роли прожженого ловеласа Олег Янковский между прочим!

Зато вместе со старшей подругой можно и гимнастикой в пижаме позаниматься.

И совместные ванны принимать. Не, ну а чего?

В конце концов младшая партнерша с революционной прямотой устраивает личную жизнь старшей. Видимо, в этом и есть итоговая мораль фильма — советские граждане могут жить с кем угодно (хоть с осьминогами), но государство официально признает только стандартный брак. Иное не запрещено и даже не слишком общественно порицаемо.

Мало ли какие у кого обстоятельства?

 

4. Где ты, Багира? (1976 год, Одесская киностудия)

Детский фильм об отношениях девочки и собаки. Я понимаю, что вы сейчас подумали, но, как это ни странно, примерно так в фильме дело и обстоит. Девочка входит в пору полового созревания, а рядом оказывается только собака.

Если бы я сам увидел этот фильм в детстве, то ничего бы не понял (дрянь какая-то несмешная, и не про войну). Сейчас я вырос и все равно не понимаю, зачем советская власть на такую галиматью давала деньги.

И, в качестве бонуса, длину юбок школьниц оцените в пуританском СССР семидесятых.

Кто-то из ЖиЖисток вспоминал, как мама укоряла ее разнузданным одеянием в девяностые, тыкая в свою выпускную школьную фотографию семидесятых. А там у девочек юбки выше стола.

 

5. Ливень (1977 год, Одесская киностудия)

Короткометражное кино, где в главных ролях матери и сына снялись настоящие мать и сын с причудливыми для советской страны фамилиями Наталья Энке и Никита Круглый-Энке (через два года они уехали в ФРГ).

Сюжет предельно банален. Мать-одиночка и ее забитый отпрыск прибыли отдыхать на Черноморское побережье Кавказа. Сын очаровался хозяйской дочкой-аборигенкой, но потом разочаровался обратно из-за ее душевной глухоты, нечуткости и всего такого.

Актриса Вероника Изотова великолепно сыграла выросшую под южным сочинским солнцем рано созревшую красавицу, которая в некоторых аспектах холодна как космический вакуум.

В качестве зрительской ремарки хочется заметить, что морское побережье Кубани (и в 77 году, и сейчас) — это именно то место, где в людях стоит искать лучшие человеческие качества.

Это ирония, как вы абсолютно правильно понимаете.

 

Существует не менее лихой одноименный фильм студии «Узбекфильм» уже от 1979 года. Там треть действия картины по берегу бегает Наталья Варлей в купальнике, что тоже неплохо.

Ей в тот момент было 32 года всего.

 

6. Перед экзаменом (1977 год, Киностудия им. Довженко)

Об этом кино я уже упоминал. Жизненная история о девушке которая в 17 лет хочет непонятно чего. Ну то есть на самом деле все понятно: героиня прямым текстом говорит, что хочет не учиться, а замуж.

А вот тут если бы исполнительнице главной роли Ольги Жулиной было бы лет тридцать, то ничего у нее не вышло бы. Но ей на момент съемок было двадцать и лоб она морщит очень достоверно.

Кстати ее умную подружку (которая поступает в консерваторию) играет не менее эффектная Лариса Удовиченко (ей здесь 22).

Вывод: девочковое кино с общим лейтмотивом «Подростковые грезы о Единороге» — явление не последних лет.

Подростки во все времена хотели непонятно чего (ну, опять таки, им непонятно, а нам-то уже понятно).

 

7. Моя Анфиса (1979 год, Киностудия им. Горького)

Обыкновенная советская история о том, как мальчик из хорошей московской семьи влюбился в «лимитчицу»-маляршу и в знак протеста против конформизма родителей на ней женился.

В роли московского мажора Леонид Каюров (представитель третьего поколения в семье актеров, играющих на советских сценах роли В. И. Ленина), в роли сексуальной провинциалки — Марина Левтова. И она там о-го-го!

Впоследствии Левтова разбилась на снегоходе, а Каюров окончил духовную семинарию в Сергиевом-Посаде и стал диаконом в храме в Москве на Девичьем поле.

 

8. Вот такая музыка (1981 год, Свердловская киностудия)

Что можно было ожидать в 1981 от провинциальной Свердловской киностудии на тему удержания молодежи в деревне? Я вот был готов к непритязательной комедии положений с вечным антагонизмом «Деревенские» vs «Городские». В принципе что-то такое в итоге и вышло.

Выпускница/эстрадная певица получает назначение в село директором клуба и сразу же мечтает оттуда уехать. Но находит свою любовь в лице холостого председателя колхоза (его играет прима уральской кинофабрики в те времена Борис Невзоров).

Но главная женская роль! Никогда до сего момента не слыхал об актрисе Ирэне Кокрятской (ранее Удотова, впоследствии Дубровская), которая в 1981 году выглядела просто магически притягательно.

Я — горожанин — и не подозревал, что заведующие сельскими клубами выглядели тогда так эффектно! :)

Везде талант виден, не только лицо.

В кино играют в общем неплохие актеры. Вот только если их всех заменить, то фильм ничего не потеряет. А без Ирэны Кокрятской фильм потеряет ВСЕ.

 

9. Подарок (1983 год, Таджикфильм)

Кинополотно национальной студии «Таджикфильм» повествует о чувствах трех сопливых мальчиков к девице, которая собирается (и в конце фильма выходит) замуж вовсе не за них. Звучит странно, выглядит еще необычнее.

Самым захватывающим моментом фильма стоит признать долгий показ современной женщины Востока, плескающейся в реке в открытом купальнике.

Много всяких ориентальных мелочей.

Надо сказать, что я не большой знаток кино из советской Средней Азии. Но если в Туркмении в тот момент снимали назидательные ленты о том, что плохо за невесту брать калым, то «Таджикфильм» (как и «Узбекфильм») уже вплотную подошел к показу обнаженной натуры. И после 1986 года (как и все прогрессивной советское кино) студии сделали большо-о-о-ой шаг вперед.

 

10. Нужна солистка (1984 год, Рижская киностудия)

Мы начали музыкальным ревю и закончим тоже музыкальным фильмом. На советскую сцену (и в кино) проникла диско-музыка, и даже (прости, господи!) рок, а какой рок-герой без поклонниц?

«Девки, гонки на автомобилях ВАЗ, рок-н-ролл» — таков девиз музыкантов из эстонского города Валги. Оттяг на пляжах рижского взморья, воровство аппаратуры у колхозов-миллионеров и участие в музыкальных конкурсах: тут есть все.

Фильм, конечно, музыкальный. Только вот акценты делаются и на некоторых других вещах.

Для советского доперестроечного экрана такие кадры нетипичны.

К концу фильма они там солисток на любой вкус нашли.

Копия на ютубе крайне неважного качества, но оценить разгул прибалтийской свободы восьмидесятых можно.

 


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.