"Служебный роман". Почему мы никогда не увидим фотопроб других актёров
5.07.2018
Постоянные читатели моего журнала знают, что я довольно часто публикую фотопробы актёров на известные кинороли. Более того, часто эти фотопробы становятся загадками для моего конкурса "Угадайка". Но есть несколько фильмов, для которых никто не сможет увидеть других кандидатов на любимых героев.
Причин тут может быть несколько. К примеру, фильм "Асса" Соловьёва. Никто не может посмотреть, как выглядели другие варианты Банана или Крымова - альбом с фотопробами просто украден из архива Мосфильма. Может быть, когда нибудь, он и всплывёт где-то. Хотелось бы верить.
А вот со "Служебным романом" совсем другая история. Дело в том, что Эльдар Рязанов снимал фильм "Служебный роман" в противовес уже имеющейся телевизионной экранизации его пьесы (написанной в соавторстве с Брагинским). Сказать, что постановка ему не нравилась - это сильно смягчить реакцию Рязанова - его мнение об этой постановке я публиковать не буду в силу своих же цензурных ограничений. Ему не нравилось в ней всё, от побора локаций до монтажа. И совсем по-другому Рязанов видел героев пьесы.
Вот, к примеру, как выглядят одни и те же герои в разных постановках:
Или вот ещё:
Ну и ещё одно сравнение:
Образы героев у него были свои. И поэтому, когда он решился на свою экранизацию своей же пьесы, он совсем не проводил фотопроб. На все роли он утвердил актёров, согласно своей режиссёрской задумке, сразу, без проб. Говорят, что это был первый в истории отечественного кино фильм, где исполнителей главных ролей режиссёр наметил ещё до написания сценария, а затем сразу утвердил без проб. А худсовет Мосфильма, после оглушительного успеха "Иронии судьбы", не стал спорить и одобрил все кандидатуры, предложенные Рязановым.
Актёрский состав был «зарезервирован» давно: Фрейндлих пробовалась ещё в картинах "Гусарская баллада" (для Шурочки Азаровой оказалась слишком женственной) и "Зигзаг удачи" (не смогла сниматься, поскольку ждала ребёнка).
Басилашвили и Немоляева пробовались на главные роли в "Иронии судьбы".
Мягков и Ахеджакова снялись в главной новогодней комедии страны, и их участие даже не обсуждалось.
Образ общественницы Шуры, которую "выдвинули, а потом забыли задвинуть обратно", было поручено воплотить актрисе театра "Современник" Людмиле Ивановой, которая тоже когда-то проходила пробы в рязановском "Зигзаге удачи". Иванова была председателем театрального месткома и очень хорошо знала эту работу. Как и её героиня, Шура с большим энтузиазмом и в жизни занималась общественными делами.
На роль мужа секретарши Верочки Рязанов утвердил Михаила Светина. В крутой кожанке, с кучей замков-молний и в здоровенном мотоциклетном шлеме малорослый Светин смотрелся комично. Отсняв несколько кадров, режиссёр внезапно отказался от актёра. "Для лирической комедии слишком... смешно. Я же не эксцентрик Гайдай", – решил Рязанов и пригласил другого – Александра Фатюшина. Правда потом, из за травмы Фатюшина, Рязанов не смог продолжить съёмки этой сюжетной линии, а почти все отснятые кадры были вырезаны из фильма (подробнее об этих и других вырезанных сценах из фильма читайте в материале Вырезанные сцены из "Служебного романа").
Использованы кадры из х/ф "Служебный роман", реж. Э. Рязанов, Мосфильм, 1977 г.
Все ролики взяты из докуметальных фильмов "Служебный роман. Рождение легенды" и "Служебный роман. Тайны нашего кино".
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.