"Человек-амфибия". Как проходили уникальные подводные съёмки
27.06.2018
Говорят, что роман Александра Беляева "Человек-амфибия" в конце 40-х годов планировали экранизировать в Голливуде. Проектом даже вроде как заинтересовался Уолт Дисней. Но из-за сложности подводных съёмок от него отказались - никто не знал в те времена, как это снимать.
По этой же причине сценарий фильма несколько лет пылился и на Ленфильме, пока за него не взялся Владимир Чеботарев, которого не испугала техническая сложность проекта: "Работу над фильмом я начал с разговора с подводниками, - вспоминал Владимир Чеботарев. - К тому времени я уже знал, что такое акваланг и что такое погружения. Но никому ещё в нашем кинематографе не приходилось снимать актёров под водой. Были только документальные фильмы. Мы с оператором Эдуардом Розовским связались с чемпионом страны тех лет Рэмом Стукаловым, другими специалистами. И пришли к выводу, что это трудно, очень трудно, но возможно".
Пока Чеботарев с Гольдбуртом дорабатывали сценарий, актёров стали натренировывать специалисты по подводному плаванию. В качестве консультанта для съемок фильма планировалось привлечь Жака-Ив Кусто. В 60-х он уже обладал не только достаточной известностью, но и уникальным опытом подводных съемок. "Мы смотрели его фильмы и заходились от зависти, глядя на 80 метров прозрачной воды", - рассказывал Чеботарев. Капитан Кусто очень заинтересовался проектом, однако финансовые трудности, преследовавшие съемочную группу, не позволили привлечь его к активной работе. А если быть более точным, министр культуры просто не дал дополнительных денег под фильм, который считался исключительно как детский. Пришлось выкручиваться самим.
Во многом помогла смекалка оператора Эдуарда Розовского. Именно он придумал хитрое приспособление. Так как живности в Чёрном море не много, то он сделал такой раструб, который одевался на объектив подводной камеры, и мы наполняли его рыбой. Все панорамные съёмки делались на фоне рыбы из раструба на первом плане. Такое маленькое рукотворное Карибское море.
Как выглядела технология подводных съёмок? Актёры опускались под воду в аквалангах вместе с инструктором-подводником. Когда они добирались до места съёмок, актёр делал вдох. После этого инструктор вынимал загубник изо рта, брал акваланг и уходил из поля видимости камеры. Примерно минуту Вертинская или Коренев держали воздух и работали. Точнее, сколько актёр мог держать воздух, столько и снимали. Потом давали сигнал "стоп", и им засовывали в рот загубник. После этого они отдыхали до следующего эпизода. Таким образом и были сделаны все подводные съёмки.
Почти все сцены Вертинская и Коренев снимали без дублёров (хотя они у них были - профессиональные подводники, понятия "дайвер" тогда ещё не было). К примеру, когда на Гутиэре нападает акула, она опускается на дно моря и плавно ложится на песок.
А ведь Вертинская это делала без акваланга. На тренировках подводники её научили, как травить воздух. Ведь, если у вас в лёгких воздух, вы не опуститесь. А надо тонуть. Кроме этого, ей в трусики свинцовый водолазный пояс прикрепили, килограммов десять весом. Когда она опускалась на дно, ей надо было ещё несколько секунд лежать. И только в этот момент ей давали акваланг. Потом, когда она делала несколько вдохов, акваланг у неё отбирали. К ней подплывал Ихтиандр, брал её за талию и вытаскивал из воды. И всё без дублёрш. Вертинская работала сама.
А вот Коренев в одной сцене едва не погиб. Снимали ту сцену, когда Ихтиандр, привязанный к якорю, опускается на дно во время приезда Зуриты. Выбрали место, где "Медуза" сбрасывала якорь. Обычно работали на десяти метрах глубины, а тут якорь ушёл метров на двадцать. Но когда Чеботарев с Розовским опустились на дно и увидели, как красиво падают и преломляются солнечные лучи на этой глубине, то решили не вздёргивать якорь, а на двадцать метров опустить Коренева. После репетиции его крепко привязали и опустили с аквалангом. Он должен был вырываться из пут, которыми его привязали к якорю. Мотор! Начали! Коренев вырывается, всё отлично. Стоп. Снято. Подводник, который был рядом, даёт ему загубник акваланга. Актёр начинает тянуть, а воздух не поступает, акваланг не работает. Он ничего не понимает, он же без маски, а без неё под водой видно плохо. В этот момент, находившийся рядом подводник Рэм Стукалов мгновенно реагирует. Он сбрасывает свой акваланг и даёт его Кореневу. Тот даже не понял, что произошло. А Стукалов, с двадцати метров, один раз вздохнув, без декомпрессионных остановок выходит на поверхность. Ценой кессонной болезни он спас исполнителя главной роли.
Использованы кадры из х/ф "Человек-амфибия", реж. Владимир Чеботарёв, Геннадий Казанский, Ленфильм, 1961 год
Фото с сайта www.sanktpeterburg.bezformata.ru/listnews/let-lenfilmu-13-neizvestnih-faktov/66685166/
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.