Знаменитый фильм снимали к 8 марта, а Меньшов не сразу распознал в сценарии потенциал.
Знаменитый фильм снимали к 8 марта, а Меньшов не сразу распознал в сценарии потенциал.
В этом году у всенародно любимого фильма Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» — юбилей. Ровно 30 лет назад, в 1981-м, он так впечатлил американских киноакадемиков, что они присудили ему «Оскар». А президент США Рональд Рейган даже признавался, что смотрел фильм «этого русского аж 8 раз» — чтобы постичь русскую душу.
Сегодня мало кто помнит, но изначально фильм задумывался как подарок всем женщинам Советского Союза к 8-му Марта. А в его основу лег многострадальный (многие режиссеры по разным причинам отфутболили его) сценарий Валентина Черныха, занявшего в конкурсе «Лучших картин о Москве» третье место. Даже сам Меньшов не сразу распознал в его творении потенциал, мол, слишком приторным был сюжет.
Не догадывался режиссер, и как его будут поносить за эту картину, бюджет которой 550 тыс. рублей (к примеру, «оскароносный» фильм Сергея Бондарчука «Война и мир» обошелся в 8 млн рублей). Но время показало — картина достойна «Оскара»!
550 тыс. рублей составил бюджет фильма
90 млн. зрителей посмотрели за первый год
2 место занимает среди всех советских фильмов
Мать-одиночка Катерина (Вера Алентова) после «Москвы...» в кино играла часто, но самые любимые у зрителя картины с ее участием те, что снимал ее муж Владимир Меньшов (поженились во время учебы во МХАТЕ в 1962-м). Это и «Ширли-мырли», и «Зависть богов». Кстати, в «Зависти» Алентова рискнула снялась в откровенных сценах в возрасте 58 лет! «Если бы режиссером был не муж, я бы ни за что не пошла на это, — говорит актриса. — Но я знала, что он меня не поставит в дурацкую ситуацию». При этом 69-летняя Вера Валентиновна со смехом вспоминает, что ей всегда было тяжело играть у супруга: «Он постоянно ко мне придирался, мучал меня». В 2010-м Алентова снова снялась у Меньшова в фильме «Большой вальс», который из-за кризиса зритель пока так и не увидел.
Еще до «Москвы» всенародный слесарь Гоша (Алексей Баталов) успел сняться в более чем 20 картинах, среди которых — «Летят журавли» и «Бег». И если для большинства актеров фильм Меньшова стал своеобразным трамплином к славе, то для Баталова скорее лебединой песней. После «Москвы» он не снимался почти четыре года, да и потом громких ролей не было (последний раз он появлялся на экране в 2006 году). Причин тому несколько: режиссеры не понимали, что они могут предложить актеру, чтобы затмить его Гошу. Но главное — у Баталова серьезные проблемы со здоровьем. «Я мучаюсь с глазами всю жизнь, — говорит 82-летний Алексей Владимирович. — В 30 вообще чуть не ослеп, два года лежал в больнице. Вылечили, но с тех пор мучаюсь туберкулезом глаза. Лица распознаю лишь с расстояния 30 сантиметров». Впрочем, это не помешало актеру долгое время занимать пост президента Российской академии кинематографических искусств «Ника».
Дочь Катерины — Александра (Наталья Вавилова) — имя актрисы долгое время было окутано домыслами. Поговаривали, что она разбилась (упала с лошади на съемках), а еще жутко располнела — да так, что не может ходить. Потом писали, что вышла замуж за немца, родила от него ребенка и уехала с ним в Германию, затем развелась и эмигрировала в Израиль. А все потому, что в начале 1990-х актриса ушла из кино (ее последняя работа в сериале 1991 года «Дело Сухово-Кобылина»). Ушла не потому что не хотела сниматься — просто ей предлагали эпизодические роли. Например, девушку, к которой на улице пристает пьяный моряк. Сейчас 52-летняя Наталья Дмитриевна живет в частном доме под Москвой, который она сама спроектировала, и занимается садом. Ее муж — Самвел Гаспаров, известен не только как режиссер («Ненависть»), но и тем, что в 1993-м организовывал концерт Майкла Джексона в Москве.
Для лучшей подруги Кати — Люды (Ирина Муравьева) — «Москва...» открыла дорогу к таким картинам как «Карнавал» и «Самая обаятельная и привлекательная». После развала Союза Ирина, которой сейчас 62, долгое время отказывалась от предлагаемых сценариев — не хотела сниматься «во всякой ерунде». Снималась в сериалах — «Не родись красивой», «Спас под березами». Лишь в 2009-м вышло сразу два худфильма с ее участием: «Китайская бабушка» (спродюсировал Владимир Меньшов) и «Самая лучшая бабушка». Ее экранный супруг по «Москве» — спившийся хоккеист Гурин (актер Александр Фатюшин) — умер в 2003 году. Сразу после поражения его любимой футбольной команды «Спартак» у него остановилось сердце. После «Москвы...» Фатюшин снимался много, но запоминающихся картин не было.
В фильме. Танцплощадка при клубе знакомств
В фильме есть такой момент: по поручению Моссовета Катерина решает вопросы клуба знакомств. Так вот, танцевальный зал в этом клубе снимали в ДК «Горбунова», известном в народе, как Горбушка. Знатоки знают это место по 1990-м — как самый крупный развал пиратских аудио- и видеокассет в СНГ.
В жизни. Горбушка — пристанище «пиратов»
Из других локаций — героиня Муравьевой работала в химчистке. Для съемок использовали самую что ни на есть настоящую бытовушку, которая работает и по сей день, на том же месте — на улице Зорге. Настоящим был и колоритный пивбар (с разливочными автоматами и нарисованными раками), в котором выпивал хоккеист Гурин. Назывался он «Соски». Но его уже давно нет.
Популярность фильма зачастую определяется даже не наградами, которые он получил, а тем количеством крылатых фраз, которые уходят гулять в народ. В «Москве…» таких фраз — с избытком. Напомним некоторые из них:
— Какие люди, и без охраны!
— Полюбить — так королеву! Проиграть — так миллион!
— Хэллоу. Общежитие слушает.
— Не учи меня жить, лучше помоги материально!
— Все, засосало мещанское болото!
— Предлагаю дружить домами!
— Как видишь — жив, здоров и даже довольно упитан.
— Сейчас модно носить лысину.
— Георгий Иваныч, он же Гога, он же Гоша, он же Юрий, он же Гора, он же Жора, здесь проживает?
— Здравствуйте, товарищи женщины!
— Гоша! С таким аналитическим умом вам надо работать в бюро прогнозов!
Режиссер ленты "Москва слезам не верит" о том, как не поехал за призом из-за доносов, как на роль Алентовой пробовал Миледи, а своего Гошу-Баталова нашел по телевизору.
Режиссер. Со своей награды в материальном смысле ничего не получил
— Владимир Валентинович, наши поздравления — в этом году ровно 30 лет, как ваш фильм «Москва слезам не верит» получил «Оскар». А правда, что когда-то вы даже не хотели снимать эту картину?
— Это действительно так — прочитав сценарий, мне показалось, что он излишне мелодраматичен. Единственное, что меня в нем сразу по-настоящему захватило, так это фантастически замечательный ход, когда Катерина заводит будильник и в слезах засыпает, а просыпается уже через несколько лет и будит взрослую дочь. Я от неожиданности даже подумал поначалу, что просто пропустил несколько страниц во время читки. Эта идея и заставила меня взяться за это кино.
— Фильм много критиковали после его выхода...
— Ну да. И коллеги встретили ее весьма неприязненно. Дешевкой называли. Упрекали, что я снял сказку о Золушке, мол, в жизни такого просто не бывает. На собраниях песочили. Но время показало, кто был прав, а кто нет.
— Вы на главные роли рассматривали кого-то еще — или только Веру Алентову и Алексея Баталова?
— Роль Кати я предлагал Маргарите Тереховой. Но она предпочла сыграть Миледи в «Трех мушкетерах». А имя Баталова вообще появилось в последнюю минуту. Я ведь до этого в роли Гоши видел кого-то из когорты 40-летних актеров — Олега Ефремова, например. На крайний случай даже себя думал снимать. Но случайно увидев по телевизору Алексея в картине «Дорогой мой человек», понял: «Вот мой Гоша».
— Почему вас тогда не пустили на церемонию «Оскар»?
— Причины я узнал далеко не сразу. Ходил по кабинетам, выспрашивал. Но мне никто ничего не говорил. И лишь спустя время я узнал, что оказывается меня не пустили из-за двух кляуз, которые мои коллеги-недруги накатали в КГБ. Так, в одной бумажке на меня донесли, что я удивлялся внезапному снятию с должности Подгорного, а во второй — похвалил обилие продуктов в заграничных магазинах. В итоге за меня статуэтку получал атташе по культуре советского посольства, а все иностранные газеты написали, что за Меньшова «Оскара» взял кагэбэшник.
— А сами как считаете, за что вам присвоили статуэтку? Все-таки фильм далек от их жизненных реалий...
— Если честно, не знаю. Механику не до конца понимаю. Но говорят, что за «Лучший иностранный фильм» голосует вся академия, в отличие от остальных призов, где голосуют по номинациям: режиссеры за режиссеров, актеры за актеров. Думаю, они просто увидели совсем не ту Россию, какую представляли себе до этого. Узнали, что и в России есть красивые женщины, которые модно одеваются и ездят на машинах.
— Как-то отмечали награду?
— Нет. Тогда на меня столько грязи вылили из-за фильма — так что я не радовался. Да и вообще, мне мою статуэтку показали году эдак в 1985-м. Решили, что меня вызовут на сцену, вручат, а потом я должен буду сразу статуэтку отдать. Но я попросил у зала: «Разрешите мне ее хоть одну ночь подержать дома!» Зал ответил: «Да, да!» Я забрал ее и не вернул.
— Ну а в материальном плане хоть какая-та польза была?
— Нет, это там лауреаты после «Оскара» увеличивают свои гонорары. Я же на своей награде ничего не заработал.
— Продолжение у фильма будет? Одно время ходили слухи, что вы готовы снять «Москву…-2»…
— Ничего такого я сейчас не планирую. Ведь продолжения, как правило, хуже оригинала, и это плохо. Что касается моей истории, рассказанной в «Москве», то она такая законченная сама по себе, что ее глупо продолжать. Но если брать за основу какие-то мотивы, то это должен быть какой-то самостоятельный фильм. История дочери, в которой эпизодически будут появляться старые персонажи: все наши девушки из первой картины. В общем, все те, кто жив, ведь мальчики почти уже все умерли. Хотя я отказывался все время от этой идеи, пока не пришел один продюсер, который твердил: «Ну давайте, давайте!» Был согласен абсолютно на все, и деньги большие собирался вложить. Я ему тогда сказал: «Ладно, напишется сценарий, тогда можно будет пробовать». Но что-то этот продюсер сейчас как-то подостыл. Так что, скорее всего, ничего не получится.
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.