(рассказы В.В. Заболотского)
(рассказы В.В. Заболотского)
В начале семидесятых в одном из АУЦ ДОСААФ произошел такой случай. В процессе прохождения курса учебно-летной подготовки (КУЛП) на самолетах МиГ-15 УТИ и МиГ-17, курсанты обучались полетам в зону и по кругу, на простой и сложный пилотаж, полетам по маршруту и в СМУ под шторкой, полетам парой, на типовые атаки по земле и в воздухе и элементам воздушного боя.
Однажды при полете по замкнутому маршруту на самолете МиГ-17, на самом дальнем поворотном пункте курсант попал в облачность, и пока выбирался из нее с набором высоты, потерял ориентировку. Стрелка АРК (автоматического радиокомпаса) вращалась то влево, то вправо, так что определить направление на аэродром было невозможно. Запросить «Прибой» на четвертой кнопке сначала постеснялся, а потом и связь с аэродромом пропала. Легкая паника вышибла из головы остатки знаний по восстановлению ориентировки, а глаза лихорадочно искали какую-нибудь подсказку, как выкрутиться из этой ситуации.
У начинающих летчиков шея еще не обросла жирком и позволяла голове вращаться на «триста шестьдесят градусов», но кроме чистого голубого заоблачного неба взгляд ничего не находил. В другой обстановке этими пейзажами можно любоваться до бесконечности, но иногда взор воровато возвращался в кабину и упирался в топливомер. А показания этого прибора не радовали, и стрелка, казалось, как назло все быстрее стремилась к нулю. Еще раз осмотрев все вокруг, взгляд остановился. Прямо над головой, но гораздо выше, гуськом, как серебристые белые лебеди, летели несколько Ту-16. «Вот оно счастье, надо подлететь и спросить. Куда лететь-то?».
МиГ-17 с набором вышел на высоту полета группы самолетов и пошел на сближение, как учили. Это был маневр, похожий на типовую атаку в воздухе.
На Тушке, похоже, заметили истребитель и слегка «занервничали», так, как все стволы огневых установок повернулись в сторону предполагаемой атаки. По «кривой погони» самолет сблизился с Ту-16 и встал рядышком.
Ту-16
С недоумением хвостовой стрелок разглядывал МиГ-17 и машущего в кабине руками пилота. К тому моменту облачность под самолетами закончилась, но местность была незнакомая. Жестикулируя руками, курсант не заметил, как зацепил спутную струю Тушки. Истребитель закрутило и швырнуло вниз. К счастью, все это происходило над поворотным пунктом для группы бомбардировщиков, одним из аэродромов ПВО. Выводя самолет из вращения после попадания в спутную струю, курсант увидел внизу бетонную полосу аэродрома, и забыв про все, ринулся к спасительной полосе, как щенок к мамке.
С борта Ту-16 на КП аэродрома доложили, как вместе с ними летел истребитель и потом быстенько свалил в сторону аэродрома. Что при этом должно было подумать командование части? Наверное, какая-то проверка. Это было, скорее всего, сравнимо, как если бы в курятник бросили шумовую гранату. Через несколько минут во всем гарнизоне сапоги, бляхи ремней и пуговицы сверкали на солнце.
Самолет, выполнив какой-то немыслимый маневр, красиво сел на полосу и, освободив ВПП, остановился на рулежке. Аэродром замер в ожидании.
Три машины с командованием части мчались по рулежке к самолету. Выскочив из автомашин и изобразив строй, командиры хотели двинуться к самолету, но что-то их остановило. Самолет с потускневшей краской, с надписью ДОСААФ, но с тремя пушками и подвесными баками, напоминающими авиационные бомбы, а рядом пацан, в потертом шлемофоне и выцветшем комбинезоне. «А где летчик?» выдавил из себя командир. «Я летчик. Я заблудился. А где я нахожусь?»
Вскоре за самолетом и курсантом прилетела спарка УТИ Миг-15. В заднюю кабину посадили курсанта и парой улетели на свой аэродром. Говорили, что неплохо сложилась летная судьба у этого летчика. Сначала он летал на Як-28, потом на Су-15, и закончил службу на МиГ-25. Сейчас это уже авиационная династия.
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.