Первое наше знакомство с крейсерской организацией корабельной службы началось с довольно забавного случая. После окончания первого курса была спланирована и первая наша штурманская практика. И проходить она должна была на крейсере «Дмитрий Пожарский».
Июнь месяц, обычная для этого времени года Владивостокская погода. Туман, морось. Командование договорилось с городскими властями и доставку нас на крейсер, который стоял на внешнем рейде, решено было осуществить на буксирном пароме, постоянно курсировавшим между 36-м причалом и Мальцевской переправой.
Надо сказать, что этот буксир был еще дореволюционной постройки, на угольной тяге и с горизонтальным расположением цилиндров силовой установки. Из-за такого расположения цилиндров корма буксира постоянно вихлялась из стороны в сторону, да так, что стоять в его кормовой части можно было только крепко ухватившись за что-нибудь надежно принайтованное. Плюс клубы дыма из его почти пятиметровой трубы и оседающая сажа через двадцать минут превратили наши белые форменки в рабочие платья.
В таком непотребном виде мы и подошли к борту крейсера. Конечно, никто нам парадного трапа не подал. И пришлось по одному подниматься по шторм-трапу на верхнюю палубу корабля. На палубе ни души, только вахта и старпом крейсера - капитан 2 ранга Сидоров А.М.
Надо сказать, что эта фигура для флота была колоритная. Встречал он нас сидя на разножке, в матросском бушлате с офицерскими погонами. Видя наш плачевный вид, сопровождал каждого с особым флотским фольклором и при этом не разу не повторился. Но кульминации это действо достигло тогда, когда у Вити Воскобойника, при очередном шквальном порыве ветра, сорвало с головы бескозырку и она по «закону бутерброда» спланировала чехлом вниз к ногам старпома.
Мы замерли, т.к. каждый из нас во внутрь головного убора всегда подкладывал вырезку из какого-нибудь популярного журнала и, как правило, это была фотография девушки. Ожидания оправдались. Лично я больше никогда такой виртуозной тирады не слышал. Но отделались мы малой кровью.
Сейчас уже понимаешь, что старпом, а тем более старпом на крейсере, это «бог, царь и воинский начальник». Это от него зависит, как будет организована служба на корабле, как будет отлажено взаимодействие каждого члена экипажа почти тысячного коллектива, а значит и выполнение в целом боевой задачи кораблем. Тем более, если этот корабль флагман флота, его лицо и визитная карточка.
Но тогда… Для нас, вчерашних школьников, оторвавшихся от интеллигентных преподавателей, покинувших уютные аудитории училища и впервые вступивших на палубу боевого корабля, это был шок. К чести каждого из нас он быстро прошел, и мы быстро адаптировались в новых условиях. А Сидоров А.М. впоследствии стал заслуженным адмиралом…
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.