И только в Украине что ни глоток спиртного, то удар по экономике. Мы сумели так все извратить, что даже производство фальсификата стало невыгодным. Хотя и вышли на первое место в мире по его потреблению. Не знаю, есть ли какая-то премия – аналог премии Дарвина – за дебилизм в экономике, но мы ее достойны.
Итак, рассказываю по порядку. Еще весной Всемирная организация здравоохранения провела какие-то свои засекреченные исследования и пришла к выводу, что Украина имеет наивысший в мире уровень потребления незарегистрированного алкоголя. Более половины совокупного объема потребления приходится на употребление самогона или незаконно изготовленных алкогольных напитков.
Не знаю, кого и как они исследовали и почему решили, что “потребление незарегистрированного алкоголя” у нас больше, чем у грузин, но все равно спасибо. Не было чем гордиться, а тут есть повод.
Правда, Европа вообразила себя заботливой мамашей и вознамерилась бороться с нелегальным алкоголем в Украине. Еврокомиссия даже сделала официальное заявление – о старте масштабной кампании по борьбе с контрафактным алкоголем в странах-партнерах, в первую очередь в Украине. И заявила, что украинский рынок нелегальной алкогольной продукции признан крупнейшим в Европе, он достигает 60% и выводит из бюджетов около 360 млн. евро.
Более того, европейцы пришли ужас, что наши “подпольщики” достигли качественно нового (во всех смыслах слова) уровня и хищно присматриваются к соседним территориям: как бы туда пробраться. В общем, боятся, няшки, что наш домашний коньяк из самогона, настоянного на корне калгана, победит классический “Наполеон”. И правильно боятся. Это мы можем!
В общем, до Европы наконец дошло, что украинский рынок фальсификата уникален. Если в мире все происходит по схеме: выгнал – выпил – продал из-под полы соседу дешево, то мы работаем в промышленных масштабах и на высоком уровне. Мы заправляемся “дорогим липовым односолодовым виски” и тащимся от элитного божоле “мэйд ин солнечный Овидиополь”.
Как сказал эксперт Роман Чайкивський (ну не хочет человек быть Чайковским, чтобы его не отождествляли с каким-то там композитором): “Вопрос не в том, что украинский потребитель себя не любит и экономит на водке. Проблема в ответственности производителя. Ведь, приходя в магазин или ресторан, вы не экономите, зато потребляете фальсификат. И платите при этом в три раза выше стоимость. Проблема не в том, что культуры среди украинцев нет, ведь нас не надо недооценивать, а проблема в том, что вы рискуете купить как алкогольный, так и продуктовый фальсификат, отдавая при этом немалые деньги”.
А таки-да! Кто гарантирует, что в бутылке с заграничной этикеткой то бухло, которое на этой самой этикетке указано? Да никто не гарантирует! У нас свободная страна: свободы слова нет, свободу мысли уже пресекают, зато свобода алкоголя полная. От налогов и от контроля в первую очередь.
И как с этим бороться? Да никак! Смешной Евросоюз в целях борьбы с украинским контрафактом пообещал опубликовать список производителей и продавцов фальсификата уже в этом году и регулярно его обновлять.
Знаете, с нетерпением жду эту “книгу славы”. Предвкушаю, что увижу в ней сплошь знакомые имена. Но мемориала “героев” все не видно. Видимо, у европейцев закончились чернила переписывать всех наших алко-фальсификаторов, они сели и заплакали.
А вместе с ними зарыдали отечественные производители легальной продукции. И нелегальной тоже. Парадокс нашей страны в том, что все пьют “левый алкоголь”, а прибыли производителей падают. Даже теневых. Это до какого абсурда нужно довести ситуацию, чтобы даже водку сделать нерентабельным продуктом? Ну не дебилизм ли, панове дорогие?!
Причем, что забавно: найти того, кому жить хорошо, очень трудно. Производители алкогольных напитков утверждают, что с нынешними минимальными ценами их производство практически нерентабельно. И просят правительство эти цены повысить. Что оно и делает.
13 июня для общественного обсуждения (!) был обнародован проект постановления о повышении минимальных цен на водку под официальным названием "О внесении изменений в дополнение к постановлению Кабинета министров Украины от 30 октября 2008 г. №957".
Еще один нонсенс нашей жизни – это общественное обсуждение подобных документов. Обсуждать, повышать ли цену на водку, нация должна не меньше месяца (не считая выходных).
Таким образом, примитивный арифметический подсчет показывает, что аккурат к финалу ЧМ-2018 самая дешевая 40-градусная водка вышла на новый минимум – не 79,55 грн, а 89,4 грн.
Но даже после повышения минимальных цен рентабельность производства одной бутылки водки емкостью 0,5 л будет составлять всего 0,2%. По крайней мере такие расчеты производители подали в Кабмин. Мать моя женщина! Если производство водки в этой стране нерентабельно, то что рентабельно?!
А ничего! Потому что, как показывает статистика, как только происходит повышение минимальных цен на водку или повышение акцизов на алкоголь (потребителю без разницы, почему он переплачивает), тут же наблюдается сокращение объемов производства легальной продукции и рост нелегальной.
Умным языком это объяснил эксперт Андрей Новак изданию AgroNews: “Из-за высоких цен на спирт украинские производители вынуждены поднимать стоимость ликероводочных изделий. А многие украинцы, из-за низкой покупательной способности, не могут позволить себе приобрести легальный и, как следствие, более дорогой продукт. Это стимулирует увеличение объемов нелегального алкоголя, который пользуется большей популярностью из-за низкой цены”.
Ну, а дальше в прессу начинают сыпаться цифры – что и как у нас сократилось. С тех пор, как в конце прошлого года повысили акцизы и подняли минимальную цену, производство легальной водки сократилось на 20%. Мои поздравления всем участникам эксперимента на сообразительность.
Не получилось? А почему? Потому что налоги у нас никто платить не любит, а поднятие минимальной цены выгодно – оно перекрывает затраты на подорожавший спирт. Выбирая из двух зол, производители не просят Кабмин снизить им налоги. Понимают, что он этого не сделает. А кто будет громче всех кричать, получит “в табло”. Поэтому они выбирают наиболее комфортную для себя позу изнасилования и молят: “Только не акцизы!”
Но мы не должны забывать, в какой стране живем. У нас все еще более запутано, чем в экономической теории. Из-за высоких цен на легальный спирт возник спрос на нелегальный. Есть спрос – появилось предложение. Да еще и в гигантских объемах!
Бедные производители официальной водки с рентабельностью ниже 0,2% (подождите минутку, утру слезу сострадания) стали втихаря брать этот самый “неформальный спирт”. При этом для контролирующих органов рентабельность водки осталась по-прежнему низкой, а в реальности – сами понимаете.
Но... Тут возмутились постоянные клиенты “левых спиртовиков” – фальсификаторы алкоголя. Они заявили, что рынок настолько перенасыщен «леваком», что им уже невыгодно работать. Понятное дело, они со своей псевдо-”Ивушкой” из базарного ларька не могут состязаться с псевдо-”Финляндией” из приличного супермаркета. А уравнять цены нельзя. Клиент не поверит. Хотя все разлито из одной бочки. И для всех цена “левого” спирта одинаково смешная – 30 грн за литр.
Не смешно лишь производителям “левого” спирта. Их задрала конкуренция на рынке. Спирта много, цены падают, им тоже становится неинтересно работать. Апофегей идиотизма! Эпическая драма! Страна зашла в тупик. Сидим. Бухаем с горя.
Но тут высунулись еврооптимисты. Говорят: “Мы нашли выход”. Надо ввести электронные акцизные марки – они решат проблему. Купил водку на базаре, пришел домой, и вместо того чтобы пить, ищешь в электронном реестре свою бутылку по номеру акцизной марки.
Однако опытные люди объяснили оптимистам, что в Украине умеют не только спирт гнать, но и марки печатать. Миллионный тираж марок с одним номером – и никаких сомнений у потребителя.
Короче говоря, отправили теоретиков в устричный бар на Печерске: свежайших французских устриц жрать и “Мадам Клико” (оригинал) пить – продукция херсонских фермеров и закарпатских виноделов не должна пропасть.
P.S. Вот так и живем, панове. Какая страна, такой и алкогольный фальсификат. Респект и уважуха автору новостного заголовка, подсмотренного в Интернете: “Статистика сообщает, что украинцы стали меньше пить. Практика показывает, что статистика ошибается”. Емко, коротко, и все ясно.