Егор Смирнов. Национализация "Привата" и "приватизации Нацбанка". СУГС!
20.12.2016
Провел вчера целый день с Гонтаревой. Утром проснулся под ее брифинг, вечером заснул под «Свободу слова». В обед читал родной сайт и любовался мордашкой бабы Леры в рубрике «Топ-статьи». Ничего не писал. Ждал, пока все выср... Ну, в общем, выскажутся о национализации все: президент, НБУ, МВФ, «иксперды», соцсети, сам «Приватбанк». Хотите знать «что это было» и «что теперь будет»? Поясняю...
Не могу без слез умиления читать у коллег по цеху фразы типа: “Итак, о ситуации с “Приватбанком”. Случилось то, чего не мог предположить почти никто еще неделю назад, его национализировали все-таки...”. Ой, лышенько, какие же мы наивные. Неделю назад...
Мы вот, например, о национализации написали месяц назад – 7 ноября 2016 года. Статья так и называлась “Гройсман, вклады и тайна какой-то национализации”. Тайны, на самом деле, никакой не было. Но "Приватбанк" в тот период очень нервно реагировал на любые упоминания о себе в сочетании со словом "национализация", в чем убедились коллеги из "Апострофа". И мы решили ограничиться максимально прозрачным намеком в сочетании с цитатой из Меморандума МВФ, где подробно описывалась вся та схема, которую мы наблюдали в ночь на вчерашний понедельник.
Кстати, очень символично, что наши властительные пупсики, как я их называю в минуты необоснованной нежности, великие дела вершат под покровом тьмы. На заседание по поводу "Привата" они собрались в 21.00 в воскресенье – за час до того, как, по приказу Кличко в торговых точках Киева прекращают продавать алкоголь. Опытная публика в это время уже бежит, затоварившись, к воскресному столу. И эти, видимо, тоже решили не нарушать традицию. Сели ужинать "Приватом".
Но вернемся к Меморандуму МВФ и, пардон за настойчивость, к нашей публикации. Дословно было написано следующее: "Спорим, вы не читали Меморандум с МВФ, хотя он и переведен на украинский язык и размещен на сайте НБУ в открытом доступе? Лень-матушка творит чудеса...". Судя по удивленным воплям блогеров из серии "вчерась исчо не подозревали", национальный характер был описан достаточно точно.
А ведь всех-то делов было зайти на сайт НБУ и прочитать переведенный на рідну мову Меморандум с МВФ в разделе банковских обязательств на стр. 14
"Ми завершили нашу роботу із складання стратегічного плану і плану на
випадок надзвичайних ситуацій для роботи із системними банками...
...у випадку націоналізації банку, ми залучимо широковідому визнану міжнародну компанію для управління урегульованим банком з метою перетворення його на привабливий комерційний проект у майбутньому. Крім того, не пізніше ніж через 90 днів після входження в банк Мінфін розробить і опублікує «Меморандум про порозуміння» із врегульованим банком на умовах, наведених у пар. 17 цього МЕФП".
Не надо быть ясновидящим, чтобы догадаться, о каком системном банке идет речь, ибо в нашей мощной экономике остался один системный банк, что признает и Валерия Гонтарева. Вот его Нацбанк и Минфин пообещали МВФ национализировать в нынешнем году. То есть сама по себе национализация была исполнением обещания, которое мы дали МВФ. Замечу – не у нас взяли, а мы дали. Зачем?
Тут мнения разошлись. Валерия Гонтарева объявила вчера утром на брифинге и вечером в телеэфире, что "Приват" накануне якобы был признан неплатежеспособным и в нем была дыра почти на 150 млрд. грн.
Когда собственники поняли, что не смогут заделать эту дыру за счет акционеров, они примчались к правительству и принялись умолять его восстановить платежеспособность “Привата” за свой счет. Правительство и Нацбанк уступили этим слезным мольбам и согласились купить убыточный банк за “справедливую цену” – 1 грн.
Я не утрирую, господа. На сайте Кабмина в сообщении, опубликованном в 23:29 18 декабря, прямо так и сказано: “Голова НБУ Валерія Гонтарєва, яка брала участь в засіданні Уряду, та Міністр фінансів Олександр Данилюк поінформували членів КМУ про те, що приватні акціонери “Приватбанку” звернулися до Уряду з пропозицією, аби держава в інтересах клієнтів банку стала його повним власником...”.
Это, повторяю, версия власти. И с точки зрения любого бизнесмена, мало-мальски знающего толк в выгодных комбинациях, сделка выглядит не в пользу Нацбанка и Минфина. Прикиньте, как красиво придумано: собственники на достаточно выгодных условиях передают лохам из Минфина и Нацбанка свои обязательства на 150 млрд. грн. и удаляются. А лохи будует платить по долгам за госсчет.
Минфин рисует ценные бумаги, а Нацбанк под него рисует деньги. Оцените размер "художества" – 150 млрд. грн. Не удивительно, что доллар вчера вечером уже был по 27,25 грн. – и это не в самом "жирном" месте. Между прочим, средний курс в проекте бюджета-2017 заложен на уровне 27,4 грн./$. Ой, боюсь, "тридцатником" не обойдется. Как бы до 40-ка не дотянули к концу 2017-го... Ну, то таке...
Итак, я привел версию "спасателей банковского Малибу" – Минфина и Нацбанка. Но есть и другая сторона сделки. И она тоже высказалась. На брифинге для прессы уже бывший (со вчерашнего дня) глава правления "Приватбанка" Александр Дубилет опроверг слова Гонтаревой о грандиозной дыре в балансе банка и назвал преувеличенной оценку инсайдерских кредитов банка.
По его словам, Национальный банк просто изменил порядок учета кредитных рисков, что повлияло на качество портфеля "Приватбанка". "В соответствии с этим порядком не все типы залогов, которые принимались раньше как залоги, учитываются сегодня в этой новой инструкции. Вот в этом основная проблема расхождения между тем, как оценивают международные аудиторы по состоянию, скажем, на 1 января 2016 года и как это положение оценивает Нацбанк по инструкции, которая будет действовать (внимание! – автор) с 1 января 2017 года».
Кстати, цифры для размышления. Официальная прибыль «Приватбанка» в третьем квартале текущего года составила 592 млн. грн., что в 6,5 раза больше, чем за такой же период прошлого года. Согласно опять-таки официальным данным «Приватбанк» на начало ноября имел общие активы в размере 271,5 млрд. грн., обязательства – 241,2 млрд. грн.
Это же парадокс, ребята: банк прибыльный, но... неплатежеспособный! Пора проводить очную ставку Гонтаревой с акционерами или топ-менеджерами "Приватбанка". Было бы занятное шоу. Покруче, чем "Шустер LIVE".
Теперь к вопросу, что будет дальше. Дальше, помимо инфляции, будет этап выполнения следующего обязательства перед МВФ: "Для управління цими кредитами і їх стягнення ми створимо в складі банку спеціальний підрозділ, керований міжнародно визнаною компанією з управління активами (КУА), яка буде призначена новою наглядовою радою протягом перших 60 днів після початку врегулювання банку...".
В том, что совет из международных специалистов обязательно будет, я не сомневаюсь. У нас этих специалистов – толпа шатается без дела. Всех трудоустроим за хороший гонорар. А вот насчет управленцев активами национализированного “Приватбанка” вопрос, конечно, интересный.
Что это за таинственная КУА, о которой идет речь? Кто скроется под ее вывеской персонально? Не окажется ли “спеціальний підрозділ, керований міжнародно визнаною компанією з управління активами" замаскированной тенью финансовой группы ICU, близкой к Гонтаревой?
То есть не будут ли управлять активами национализированного банка доверенные люди "женщины в угги"? В интересах развития шоколадно-кондитерской и другой промышленности Украины. И под аплодисменты МВФ. Ответы на эти вопросы и будут дальнейшей интригой этого сериала.
Тут, кстати, многие интересуются: отчего у "зэчки Лагард", которой Суд Французской Республики вчера впаял "халатность при исполнении своих служебных обязанностей" за растрату средств на посту министра экономики Франции, так радуется нашей национализации? Ей-то какое дело?
Как вам объяснить, мои дорогие? Понимаете, европейцы по своей природе – формалисты, они мыслят в рамках классического образования и собственного опыта. Во Франции, со времен великой французской революции, обожают национализировать банки. И Лагард, как истинная француженка, переносит этот штамп, и на Украину.
Кстати, французы национализировали 1 января 1946 года даже Crédit Lyonnais, который к началу XX века являлся крупнейшим частным банком в мире. Правда, в 1999 году его вновь полностью приватизировали. Не удивительно, что МВФ, кстати, допускает приватизацию "Приватбанка" в будущем. После "лечения" за счет бюджета.
P.S. Знаете, если бы я был президентом и владел бизнесом, я бы так и сделал. Национализировал бы какой-то серьезный банчок, залил туда сколько нужно бюджетных денег, а потом приватизировал из расчета 100 залить, за 1 купить. Но это так, теоретические фантазии. Как пишут в титрах фильмов, "любые совпадения – случайны".
Тем более что покупать вовсе не обязательно. Вполне можно "юзать" и государственный банк, особенно если им управляет правильная КУА. Так что перестаньте рисовать подметные брошюрки на бабу Леру. Вам ее не сковырнуть. Она – в деле.
Таков мой короткий прогноз на "приватное" будущее. Что же в сухом остатке? То, что вынесено в заголовок. Без "приватизации Нацбанка" не было бы национализации "Приватбанка". Всем спасибо, все хорошо поработали. СУГС!
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.