Речь идет о встрече в формате Украина–Россия–ЕС по вопросам организации поставок и транзита газа из России в Европу. Инициатором переговоров выступила Еврокомиссия в лице своего вице-президента Мароша Шефчовича, который 25 ноября был в Москве, а 26 ноября разговаривал по телефону с президентом Петром Порошенко (да, разговаривал, это был не пранкер, – автор).
Трехсторонний формат встреч Еврокомиссия–Россия–Украина предложили именно европейцы два с половиной года назад, когда после событий 2014 года конфликт между Москвой и Киевом достиг апогея. И Европа беспокоилась о судьбе транзитного газа, предназначенного для нее.
Но на 9 декабря анонсируют дискуссию не только о транзите, но и о возможном возобновлении импорта российского газа для украинского рынка. Не исключаю, что некоторые возмущенные читатели спросят: с какого перепугу мы вдруг захотели снова купить российский газ? Нам же так “смакує” европейский, исключительно которым мы питаемся с ноября 2015 года. Он и вкуснее, и дороже. Европейское качество, понимаешь.
Моя версия, подкрепленная очевидными фактами, заявлениями должностных лиц и мнениями аналитиков, такова: метнувшись кабанчиком в Брюссель и согласившись на переговоры по импорту газа, НАК спасается от “транзитного коллапса”, к которому украинскую ГТС успешно ведут “игры патриотов”.
Момент возобновления переговоров не случайно совпал с заявлением предправления “Нефтегаза Украины” Андрея Коболева, что “прекращение транзита газа из РФ обесценит ГТС в пять раз”. И что “во многом стоимость газотранспортной системы Украины будет определяться тем фактом, будет ли транзит через территорию Украины после 2019 года”.
Риск того, что в 2019 году труба большей частью опустеет, больше не кажется гипотетическим. Уже нельзя сидеть в кресле, курить, подписывать контракты на “словацкий газ”, рассказывать кругом, что мы “харчуем” не российское голубое топливо, а чистейший и благороднейший газ из глубины норвежский морей.
Все – расслабуха закончилась! Мы отлично сработали, выдав агрессору топор и указав на ветку, где сидим, со словами: “Руби! Самому неудобно”. Последний гениальный креатив: через Хозяйственный суд Киева (не Стокгольма!) оштрафовать «Газпром» за монополизм при транзите российского газа в Европу по территории Украины на 172 млрд. грн. По иску Антимонопольного комитета Украины.
Скромно замечу, что дружу с некоторыми юристами, которые летом отказались обслуживать этот спор. Они рассказывали, что к ним приходили люди из Антимонопольного комитета и чуть не плакали: мол, сверху идет команда выкрутить как-то это дело, но они не знают, что придумать. Потому что транспортировкой российского газа по территории Украины занимается не “Газпром”, а “Нефтегаз”, точнее, его дочерняя структура ДК «Укртрансгаз».
Но... “Партия сказала: надо! Комсомол ответил: есть!”. Нагнули АМКУ. Сварганили иск. Выписали штраф на 86 млрд. грн. за нарушение антимонопольного законодательства, а также пеню за неоплату. Всего вышло 172 млрд. грн. При курсе 27 грн./$ это получается, примерно, $6,3 млрд., но наши посчитали как $6,8 млрд. И на днях суд полностью все удовлетворил.
И теперь у “Газпрома” появился супераргумент для переноса транзита газа из Украины в другое место. Мол, сами видите – дебилы, б…ь. Транзитер – “Нефтегаз”, у него договор, у него все газопроводы, а штраф выписали нам. И как тут не согласиться...
В принципе, Европа “потекла” еще до официального решения киевского городского хозсуда. В конце октября стало известно о согласии Еврокомиссии (ЕК) на увеличение “Газпромом” прокачки по газопроводу OPAL, при условии, что 10-20% ее мощностей смогут использовать другие поставщики, чтобы не нарушать европейское законодательство.
В чем интрига? OPAL – это трубопровод, который объединяет «Северный поток» с газотранспортной системой Центральной и Западной Европы. Сейчас действует решение немецкого регулятора энергетики, согласованное с Европейской комиссией, согласно которому «Газпром» может использовать только 50% от технической мощности OPAL, которая в целом составляет 36 млрд. куб. м в год. А новое решение ЕК позволяет россиянам перекинуть дополнительные объемы поставок газа на «Северный поток» по дну Балтики, уменьшив трафик через Украину.
Мы тут же выступили с гневным заявлением, что негоже Европейской комиссии игнорировать требования “энергетического законодательства ЕС, в частности, статьи 36 Директивы 2009/73/ЕС об общих правилах внутреннего рынка природного газа, а также антимонопольного законодательства ЕС, которое не позволяет действия, направленные на злоупотребление одним из участников рынка своим доминирующим положением”. В общем, совсем оборзели эти еврособаки женского пола: прямо у нас под носом газ тырят из украинской трубы. Директивы свои не читают.
Тогда же было объявлено, что из-за сокращения транзита российского газа Украина потеряет от $290 млн. до $500 млн. в год (смотря насколько уменьшат) – это четверть общего дохода от транзита. Замечу: в феврале 2016 года, “Нефтегаз” оценивал выручку от транзита российского газа примерно в $2 млрд. в год. И без куска в $500 млн., как они уверяют, кардинально ухудшится его финансовое положение и торговый баланс.
Вообще-то, “Нефтегаз” в данной ситуации просто козел отпущения. Идея с АМКУ – это не его креатив. У него свои задачи: заработать денег, закупить для страны газ, прокачать транзитный. Снова заработать. Ну, еще судиться с “Газпромом” в Стокгольме.
Судя по всему, околовластные пиарщики, которые играют в информационную войну с “рашкой”, но далеки от проблем закупки и транспортировки газа, как раз и решили подсобить нашим в Стокгольмском суде. Так родилась идея с иском АМКУ. Хотели как лучше, вышло как всегда.
Кстати, о Стокгольме. Сейчас там идет процесс по нескольким направлениям. Одно из них – дополнения к иску против «Газпрома», которые касаются снижения российской стороной давления в газотранспортной системе (из-за сокращения транзита российского газа для европейских потребителей).
“Газпром”, насколько я знаю, аргументирует это тем, что Украина его газ официально не закупает. А заказы в Европе упали. Поэтому смысла гонять через нас “голубой поток” в прежнем объеме нет. А жалобы украинской компании, что раньше она зарабатывала $3 млрд., а теперь только $2 млрд. – это, мол, ее проблемы. Хотели кушать европейский газ, вот вам и “побочка”. Смачного!
А тем временем уже подписан закон о ратификации соглашения по "Турецкому потоку", и вчера он вступил в силу. Ох, уж этот Реджеп Эрдоган. А как дружить обещал! И что любопытно – пока никаких возмущенных возгласов от Европы не слышно. Как минимум, их не критическая масса.
А тут еще и наш “гениальный план” со штрафом подкинул русским дополнительный козырь в продвижении проекта “Северный поток-2”. Напомню, что в октябре “Газпром” заявил: мол, построит “Северный поток-2”, не дожидаясь разрешений ЕС. Против выступают Польша, Украина и страны Балтии. Британия тоже была против, заявляя, что это увеличит зависимость Европы от российского газа. Но после Brexit она уже не имеет решающего голоса. А тут еще и мы – молодцы, лихо постарались...
В общем, похоже, что сук таки рухнет. Топор, можно сказать, занесен. Мы, конечно, в Киеве мощно штрафанули «Газпром», но он тут же прислал ответку: подал иск в Стокгольмский арбитраж на НАК – за недобор российского газа и неоплату поставок газа в ДНР и ЛНР. Общая сумма их претензий к нам составила $38,7 млрд. Из них $31,8 млрд. – за невыбранный газ по формуле «бери или плати» в рамках газового контракта, подписанного Юлией Тимошенко.
Поэтому... Как уже было сказано выше, “Нефтегаз Украины” заявил о готовности к проведению трехсторонних переговоров по газовым вопросам 9 декабря. И даже перечислил условия возобновления закупок. Ну-ну.
Знаете, есть такой литературный прием “сюжетного закольцевания”: с чего начали, тем и закончим. В наших политических и экономических реалиях этот прием приобрел форму беготни по замкнутому кругу. Или анекдота про бордель на Дерибасовской, с той лишь поправкой, что таблички “бесплатно” в нашем случае не было. Платить все равно приходится. Причем постоянно.
Идет одессит по Дерибасовской, по сторонам смотрит. Вдруг видит – дверь, а над ней надпись – "Публичный дом".
Решил заглянуть. В комнате две двери.
Над одной надпись – "брюнетки", над другой – "блондинки". Ну, он, естественно, к блондинкам – одессит все-таки...
Заходит – там опять две двери. На одной – "толстые", на другой – "худые". Он туда, где толстые – одессит все-таки. Заходит – там опять две двери.
На одной – "красивые", на другой – "некрасивые". Он – туда, где красивые.
Заходит – там опять две двери: "платные" и "бесплатные". Он туда, где бесплатные...
И снова выходит на Дерибасовскую...