Прямо с утра был жестко выдран и унижен спикер Гройсман. Причем не один раз. Он ставит вопрос на голосование, а его посылают. Он ставит, а его посылают. Никакого уважения к человеку из Винницы – кузницы руководящих украинских кадров. Вот так зримо и ощутимо состоялся распад объединения, призванного изменить лицо нации, сделать его более европейским, чисто «элтонджоновским». В последнем случае не уверен, что речь идет именно о лице.
Весьма, на мой взгляд, символично, что распад «европейской коалиции» совпал с отставкой бессменного руководителя парламентского аппарата Валентина Зайчука. Больше тринадцати лет Зайчук организовывал работу секретариата Рады, пережил многих спикеров, в том числе и «киндерсюрприз» Арсения Яцнюка (Сеню тогда натаскивали на «большого политика», гоняли по кругу через все мыслимые должности). В общем, когда винницкий менеджер (тогда он еще не гордился тем, что является украинцем) решал сложнейшую проблему строительства общественного туалета в парке, Валентин Зайчук уже разруливал политико-бытовые ситуации геополитического масштаба.
И вот в итоге не выдержал, подал заявление об увольнении по собственному желанию. Близкие ему люди рассказывают, что последними словами Валентина были «больше с этим п…ром работать не могу». Конечно, остается загадкой, кого именно имел в виду Зайчук. Эту тайну многолетний аппаратчик ВР унес с собой. Возможно, он имел в виду Элтона Джона, хотя я лично не совсем понимаю, где пересеклись их дороги.
Спикер Гройсман еще накануне рассмотрения заявления об отставке радостно заявил, что у него есть целых три кандидатуры на место Зайчука. Два из Винницы, а один из Грузии. В русле требований времени. Эффективные винницкие менеджеры должны были переделать Раду в чисто европейский парламент.
Чтобы все – как в Албании или, на худой конец, в Виннице: поющий фонтан перед парламентом (затрудняет попадание гранатой), все работники секретариата ездят на велосипедах, а в выходные играют в лапту.
И вот когда проект постановления об увольнении Зайчука по собственному желанию был поставлен на голосование, неожиданно выяснилось: коалиция, с…ка, прекратила свое существование в этом бренном мире. Четыре раза Гройсман, теребя свой галстук, ставил вопрос на голосование, и четыре раза получал в ответ полноценный вотум недоверия. Ситуацию спас сам отставник, который по-человечески попросил отпустить его на заслуженный отдых, поскольку… Дальше свою мысль он продолжать не стал.
С пятого раза у Гройсмана получилось. В его больших глазах навыкате затеплился лучик надежды. Но быстро угас, когда дело коснулось увольнения вице-премьера Валерия Вощевского. Тот тоже написал заявление об отставке. Но по другой причине: поскольку Вощевского делегировала в правительство фракция Ляшко, он вынужден оттуда сматываться, так как Олежка перешел в оппозицию. Спикер смело предложил депутатам проголосовать. Три раза подряд. Потом запал у него пропал, поскольку набралось максимум 210 голосов. Это была настоящая, полноценная, дурно пахнущая обструкция. Огромная, мощная коалиция оказалась не в состоянии решить банальный кадровый вопрос. Лидер пропрезидентской фракции объявил о создании «широкой оппозиции» с участием Ляшко, а Гройсман распсиховался и закрыл заседание.
Формально коалиция существует, поскольку «САДопомич» и «Матькивщина» в настоящее время с азартом шантажируют своих «побратимов» – мощные фракции премьера и президента. Остальные не вмешиваются, с наслаждением наблюдая за великолепными разборками «европейцев».
Запланировано еще увольнение министра здравоохранения Александра Квиташвили. Великолепного грузинского менеджера, который менее чем за год блестяще угробил все, что еще чудом работало в Минздраве. Скорее всего, распавшейся коалиции помогут с голосами «коллеги» из «Оппозиционного блока» и других фракций. Но проблема остается: парламент взбунтовался. Куда-то подевались революционное достоинство, страстные вопли о европейской интеграции и привычка каждую неделю принимать «исторические решения». Вместо этого идут пошлые выяснения отношений, обвинения в работе на Кремль, и, что любопытно, никто не вспоминает о выполнении «коалиционного соглашения». Интересно, на сколько процентов оно выполнено до момента распада коалиции? Просто по приколу спросил.
Думаю, какое-то время Рада будет существовать в состоянии коалиционного полураспада. Всем понятно, каким должен быть следующий шаг: досрочные выборы ВР. Это настоящий геморрой. К тому же две кампании подряд (местные выборы и парламентские) никто «тянуть» не хочет. Начинается период «безкоалиционности», для которого характерны интриги, подставы и торговля за должности. Весь революционный пафос ушел хрен знает куда. Спрашивается: за что стоял майдан?!