Первый - чист, свеж, исключительно позитивен, пахнет сиренью и «Красной Москвой», дымком пионерских костров и свежим ветром. В нём все мужчины - созидатели, а женщины - статные венеры, дети - веселы, а собаки - пристроены. Там все с улыбкой работают и по вечерам катаются на лодках в ЦПКиО имени Горького. В этом СССР много античных портиков в фронтонными композициями на тему колхозного труда. В этом СССР девушки хранят невинность, а юноши овладевают знаниями.
Второй СССР воняет капустой, портянками и некачественной водкой. В нём снулые пролетарии мочатся прямо в подъездах, доносят на родителей, колотят самых умных и честных и принуждают всех вступать в ДОСААФ. Под страхом смертной казни.
Третий СССР (в котором я, собственно, и жила) был прекрасен и созидателен, но были отдельные трудности и виде товарного дефицита и большого количества общественной работы, что, по счастию, легко переносилось. Не Рай и не Ад, а просто Мир. Как и сейчас.
Татьяна Яблонская «Утро».
Ну, так вот. О чём я, собственно? Подруга детства рассказала, как её дочь писала типовое сочинение по картине. Помните такую форму работы по развитию речи?
Картина - советская (они никуда не делись из школьной программы!). Учительница, кстати, очень молодая и не заставшая кровавый / светлый / нормальный (выбрать своё) СССР. Она предложила написать сочинение по картине Татьяны Яблонской «Утро». Все знают, да?
Нормальные дети, видя на репродукции счастливую девочку, солнечный свет, красивый проём окна, своими формами восходящий к ренессансной традиции, написали типичное - ребёнок делает физзарядку, комната - светлая и чистая, мир за окном - радостен, растения - зелёные, а стол - круглый. Кстати, подругина дочь именно так и написала. А что тут можно иное выдать?
Но, как всегда нашлось одно творение, которое высветило серьёзные проблемы восприятия у одноклассницы - юная тинейджерка на полном серьёзе накатала типовую антисоветскую агитку про коммуналку, где мучается истощённая недоеданием пионерка, про ужасный мир принуждения и натужной радости. Разумеется, ребёнок всё это писал гораздо более простыми словами - плохо жили, пртому что был Сталин, голодали, заставляли, доносили, не давали. Оговорюсь, что эта креативщица в своём классе - изгой. Не колотят, ибо школа - приличная, просто активно не любят, не принимают. Такая маленькая, а уже - рукопожатная. Ну так вот...
Александр Дейнека «Московский пейзаж».
Предлагаю продолжить эту линию. Представим, как можно написать сочинение по картине Александра Дейнеки «Московский пейзаж». Для меня это - мир после Победы, солнечный пафос мирной жизни, культ высоты и - устремлённости. Да, там внизу - перенаселённые коммуналки, проблемы с едой, и - подворотни, кишащие уркаганами. Всё вместе - радость и горе, как в кинофильме про Глеба Жеглова и Володю Шарапова.
А как там у рукопожатных школьников? «Это было время, когда советские рабы, пройдя по Европе, привычно растоптали основы цивилизации. У них была возможность стать нормальными европейцами ещё в 1941 году, но они предпочли остаться варварами и яростно защищали усатого тирана, свою бессмысленную идеологию и сомнительные завоевания. И вот теперь, притащив из растоптанной Германии трофейный скарб, жители этой страны снова заселили пропахшие капустной вонью коммуналки. Сталин строил дворцы для себя и для своих амбиций, тогда как люди жили по сорок человек в одной комнате. Мы наблюдаем контраст пресловутых высоток и неказистой массовой застройки. Людей на картине мы не видим - все загнаны на заводы или в подземные шахты. Лётчик с высоты строго контролирует - не выполз ли кто наружу до окончания всеобщего рабочего дня? Картина производит гнетущее впечатление, несмотря на солнце, потому что и оно тоже насильно выгонялось на работу для освещения советских городов. Потому что электричества при большевиках тоже не было».
Константин Юон «Утро индустриальной Москвы».
Или вот, например, чудесная картина Константиа Юона «Утро индустриальной Москвы». Морозный, свежий воздух, захватывающее дух пространство громадного города, где есть всё - и дымящие заводы, и старые церкви. Мир индустрии унаследовал мир старой, купеческо-дворянской, древней Москвы. Люди-созидатели и пробивающееся зимнее солнце...
Но нет. «В СССР люди не могли выбирать место работы, место жительства и даже одежду. Женщины носили спецовку и кирзовые сапоги, а зимой - валенки и телогрейки. Моды не было. На картине мы видим именно таких женщин, которые почти ничем не отличаются от мужчин. Тёмные, скорбные силуэты и бесконечный русский холод, усугублённый советской действительностью. Мы видим, что Москва при коммунистах была серой и мрачной и задымлённой. В домах не было света и воды, но было много клопов. Силуэты церквей, выстроенных при императоре Николае Палкине, говорят нам о том, что в этой стране всегда было страшно, да и - незачем жить. Просто раньше люди тяжело работали и молились на РПЦ, а при Сталине всё тоже самое, только на Славу КПСС. Художник хочет нам показать, что даже Солнце не хочет светить большевизму и всеми силами натягивает на себя тучи».
Диего Веласкес «Менины».
Ну и, наконец, такое. «Автор Д.Веласкес показал нам затхлый, тёмный и жестокий мир советской коммуналки. Художникам негде было рисовать и они это делали прямо в общем коридоре. Тут же мы видим бледную, испуганную девочку в неудобном и некрасивом костюме. Но других вещей в СССР принципиально не выпускали, потому что мода считалась врагом номер один. Мы видим мальчика, пинающего собаку - пионеры в СССР должны были расти жестокими и подлыми, чтобы потом поджигать места отдыха немецких освободителей и гадить им в ходе так называемой партизанской борьбы. Стоящая рядом пожилая уродливая женщина говорит нам о том, что в СССР старые люди тоже батрачили на производстве и у них не было права на отдых. У них не было возможности даже причесать волосы, потому что расчёски считались товаром престижного потребления. Стоящий в дверном проёме человек в чёрном - это сексот, который сейчас пойдёт писать донос на художника, отошедшего от генерального метода - соцреализма. Чтобы потом заселить комнату расстрелянного мастера. В коммуналке сыро и мрачно, нет обоев, нет электрических проводов и лампочек. Скорее всего, канализация тоже остуствует. В целом картина производит впечатление страха, уныния, безнадёжности и депрессии»...
http://zina-korzina.livejournal.com/