…Ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПКСН) К-51 "Верхотурье" на днях пришел из заполярной базы подводников Гаджиево в Северодвинск (Архангельская область) — корабль пройдет ремонт и модернизацию на верфи "Звездочка". И пусть моряки крейсера и заводчане улыбнутся, прочитав эту необычную историю, которая пусть и опосредованно, но все-таки связана с их кораблем. Тем более что она уже стала военно-морской легендой и у нас, и на Западе.
Ранее, в 1999 году, "Звездочка" уже проводила средний ремонт и модернизацию подводного крейсера К-51 "Верхотурье". История наша как раз связана с тем самым командиром крейсера, который тогда, в 90-х, привел его на первый ремонт в Северодвинск. Капитан 1 ранга Борис Иванович Дурцев — человек на Северном флоте известный. С его именем связано немало анекдотов, интересных и поучительных.
В начале 90-х Борис Иванович был старшим помощником командира на экспериментальной атомной подлодке "Андромеда" (сейчас она уже утилизирована).
Разгадка фигурирующего ниже морского скандала, чуть было не вышедшего на международный уровень, прямо скажем, впечатляет.
Итак, ранняя осень девяностого года (точная дата, к сожалению, забылась). Гласность, перестройка, Ельцин, последние потуги СССР сохранить сверхдержавность, первые упоминания о настырных парнях из экологической организации "Гринпис". Гринписовский корабль "Рейнбоу Уориер" (Rainbow Warrior) прорывается к Новой Земле, на наш ядерной полигон. Типа попротестовать, пошуметь, порисоваться. Советское телевидение неустанно вещает о провокации злодеев-ЦРУшников.
"Андромеда", полгода назад пришедшая после модернизации из Северодвинска в заполярную Оленью Губу, третью неделю рассекает Баренцево море на глубине 150 метров, аккурат под этим самым "Рейнбоу Уориер". Подводникам такое сопровождение осточертело: хулиганы-экологи то стопорят ход, то резко меняют курс или вообще на месте крутятся. То есть явно издеваются над преследующей их советской лодкой.
А атомная субмарина — все-таки не мотоцикл, за маленьким суденышком ей следовать трудно, у лодки радиус циркуляции огромный. Флотское начальство, памятуя, с какой легкостью слетели погоны с сухопутных коллег после прилета на Красную площадь хулигана-малолетки Руста, процесс сопровождения контролирует трепетно: командир "Андромеды" замучился на всплытиях сообщать требуемые подробности о телодвижениях гринписовцев.
Обозленные подводники переводят "Гринпис" как "Зеленый пис", причем второе слово используют в самых интересных трактовках. В один из дней тогдашний старпом Борис Иванович Дурцев заступил на вахту злющий, как морской черт.
Командир Николай Петрович Гузанов, доверяя опытному старпому, удалился в свою каюту. Мрачно взирая на приборы в центральном посту, Иваныч вдруг задумчиво спросил: у кого на борту электробритва "Харьков" есть? Бритва тут же нашлась у кого-то из мичманов… Дальше было так: лодка начала классический выход в торпедную атаку, прямо как на учебном полигоне.
На "Рейнбоу" видать, народ сидел грамотный, распознал пугающий маневр. Кораблик заметался. Старпом, держа "Харьков", как гранату, решительно зашел в рубку гидроакустиков. И "слухачи" Гринписа вдруг четко услышали шум приближающейся со стороны советской подлодки странной боевой торпеды… Наш акустик, транслируя в мировой океан "харьковское" жужжание, постарался на славу: "Рейнбоу Уориер" резко повернул на курс 270 (то есть точно на запад) и дал самый полный ход. По-видимому, на кораблике совершенно справедливо посчитали, что с русскими шутки плохи. Струхнули, убежали в сторону Норвегии и больше у нас в тот год не появлялись… Вот такой "боевой прием" применил тогда будущий (а теперь уже бывший) командир "Верхотурья" Борис Дурцев.
Самое интересное, что через несколько лет мне лично пришлось убедиться если уж не в полной правдивости, то хотя бы в самом факте необычного инцидента. В 1995 году, в пик расцвета постперестроечной "народной дипломатии", в Северодвинск приехала делегация из США, из Портсмута, штат Нью-Гемпшир. Был среди американцев известный деятель Гринписа Джошуа Хендлер. Я тогда уже уволился с флота, работал в местной газете "Северный рабочий". Заодно освещал визит американцев. Как-то разговорились с Джошем — и выяснилось, что он был на борту "Рейнбоу Уориер" как раз во время того прорыва к Новой Земле! А я был как бы под ним, то есть под водой, на борту "Андромеды". И случай с "торпедной атакой" помнит очень хорошо, хотя его и мои "подробности" существенно разнились. Но не в том дело. Факт был признан. И не то, чтобы гринписовцы, услышав необычный подводный звук, тогда испугались, но… Предпочли с русскими не связываться. Кто их разберет, может, и взаправду пальнут. Тогда, 20 лет назад, советский флот воспринимался на Западе всерьез.
Ну что ж, пожелаем атомному кораблю удачного ремонта в Северодвинске. Пусть моряки и заводчане воспримут эту историю с улыбкой. Без улыбки — что за флот… Без юмора на флоте ни боевые задачи не выполнить, ни заводской ремонт не пройти.
Андрей Михайлов, Северодвинск
Источник:
СМИ2