Напомним, что Иосиф Слипой был духовником-капеланом дивизии СС "Галичина", а поводом для опасения спецслужб послужило, видимо, записанное "Вестями" интервью с Ольгой Резниченко, директором литературного музея, инициатора установки в Харькове памятной доски. "Она откровенно рассказала, что считает вояк УПА и дивизии СС "Галичина" настоящими патриотами, а то, что Иосиф Слипой участвовал в создании дивизии СС "Галичина", только добавляет ему в её глазах авторитета".
"Но, видимо, потом до наших националистических активистов дошло, что одно дело возвеличивать вояк ОУН-УПА и дивизии СС "Галичина" в Украине и другое, если их откровения выйдут на широкий европейский информационный простор. Ведь в Европе до сих пор пропаганда фашизма карается тюрьмой. Европейская общественность тогда увидит, что та демократия, которую строят националистические политические круги в Украине, очень похожа на нацистский "новый порядок", — отметил Геннадий Макаров, лидер партии "Русский блок" в Харьковской области.
И вот новый скандал. Как сообщает агентство REGNUM, вечером 17 июля у корреспондента программы "Постскриптум" российского телеканала "ТВ Центр" Артёма Широкова в аэропорту Борисполь украинские таможенники, отказываясь составлять документы, изъяли кассеты с сюжетами про отторжение украинской церкви от московского патриархата и материалами, посвященными предстоящему визиту Вселенского Патриарха Константинопольского Варфоломея в Украину, приуроченному к 1020 годовщине крещения Киевской Руси.
"Обычно прямо в зале вылета таможенники проверяют номера оборудования и количество кассет, но на этот раз нас пригласили в отдельную комнату. Осмотр проводил заместитель начальника пассажирского отдела аэропорта Довжок Василь и старший инспектор Павлина Павлюкович. После того, как я достал кассеты, их у меня забрали и сообщили, что временно изымают для проверки. Я спросил, являются ли видеокассеты предметами, запрещенными к перевозке через границу. Мне ответили, что нет, но есть претензии к их содержанию. При этом таможенники несколько раз подчеркнули, что будет составлен акт изъятия. Мне была показана некая норма закона от 1994 года (на бланке без печати и подписи), согласно которой любые носители информации должны быть заблаговременно предоставлены для проверки. Однако мне так и не пояснили, куда надо их предоставлять и за сколько времени", — сообщил Артём Широков. В ответ на предложение репортёров просмотреть эти кассеты прямо в аэропорту через камеру сотрудники таможни объяснили, что это не в их компетенции. Вместо акта изъятия 5 кассет Широкову предложили подписать документ о добровольной их передаче на проверку, что журналист сделать отказался, предложив документально зафиксировать изъятие кассет. "Сотрудники таможни отказались это сделать, сославшись на то, что у них нет нормативных актов изъятия и они, якобы, вообще не предусмотрены. После этого я был вынужден позвонить консулу Российского посольства в Украине Зубкову Борису Федоровичу", — говорит Артём Широков.
Пока консул ехал в аэропорт, к журналисту стали подходить лица в штатском. "Они представлялись сотрудниками аэропорта, но документы, подтверждающие это, показывать отказывались и фамилий своих не называли. Эти люди настойчиво предлагали подписать документ о добровольной передаче кассет на проверку, уверяя, что это не считается изъятием кассет. На мой вопрос, чем же это в таком случае является, мне пояснили, что это "временный прием на проверку". Я предложил так и написать в акте, но мне было отказано. Тогда я спросил, могу ли я покинуть аэропорт, забрав кассеты, если не хочу, чтобы их проверяли? Человек в штатском растерялся, вышел на минутку из комнаты, а когда вернулся, то ответил, что это уже невозможно. Мол, я могу идти, а кассеты останутся здесь. После этого мне было заявлено, что я вообще нарушил украинский закон, т.к. у меня отсутствует аккредитация МИД Украины, а следовательно я не имел права осуществлять съемки на территории Украины. Я ответил, что никогда это не требовалось, и попросил показать этот пункт закона. Мне было отказано", — отмечает журналист.
Когда приехал консул, группе предложили в присутствии двух свидетелей написать, что они отказываются подписывать документ о добровольной передаче кассет. Журналисты вновь отказались, настаивая на составлении исключительно акта изъятия. "После этого в комнату таможенного досмотра пришла женщина в штатском, которая представилась заместителем начальника таможни. Она в сотый раз нам повторила, что есть определенная норма закона и кассеты временно изымаются. Я ответил, что не спорю, но почему тогда мне вместо акта изъятия предлагают подписать акт добровольной передачи? Она смутилась, вышла из комнаты и больше не возвращалась. В этот момент я заметил, что кассеты уже унесли из комнаты", — сообщил Широков. По его словам, лишь около полуночи был составлен акт временного изъятия кассет, но журналисту так и не сказали, когда будут возвращены кассеты. Съёмочная группа за исключением Широкова вылетела в Москву.
Газета "Утро" сообщает, что сам Артем остался в Киеве, ожидая разрешения ситуации. "Мне было предложено звонить в аэропорт не раньше второй половины дня пятницы 18 июля, — сообщил корреспондент. — Когда же я вышел из комнаты таможенного досмотра, то обратил внимание на людей в штатском, которые бесцельно блуждали по пустому залу аэропорта без личных вещей. Только тут я понял, что многих видел еще до начала прохождения таможенного контроля. Судя по всему, они следили за съемочной группой уже давно..."
По словам корреспондента, он собирается вылететь в Москву, чтобы успеть подготовить в эфир материал о произошедшем инциденте. "Странно, что столь безобидная тема, как православие, вызвала такую реакцию", — добавил Артем.
МИД РФ потребовал незамедлительного возвращения отнятых кассет их владельцу, а также предоставления аргументированных объяснений о причинах подобного недружественного шага в отношении российского журналиста.
Как отмечается в комментарии Департамента информации и печати МИД РФ, действия украинских властей противоречат положениям российско-украинского соглашения о сотрудничестве в области информации 1998 года. Подобное отношение к журналисту никак не соотносится с заявляемым украинской стороной стремлением обеспечивать демократические принципы в работе с представителями СМИ.
Автор и ведущий программы "Постскриптум" Алексей Пушков заявил: "Происшедшее может свидетельствовать о начале информационной войны с Россией и продолжении той линии, по которой мэр Москвы Юрий Лужков был объявлен "персона нон грата" на Украине. Тем более всем известно, что мы в нашей программе достаточно остро критикуем политику президента Украины Виктора Ющенко, а сама передача выходит на телеканале, принадлежащем правительству Москвы".
"Они даже не спросили, каково их содержание. Они уже сказали, что есть претензии к их содержанию", — сказал телеведущий.
"Украина называет себя демократическим государством, но позволяет себе подобные вещи. Как хорошо, что мы находимся в Москве, где я могу свободно высказывать свою гражданскую позицию", — заявил Пушков в интервью газете "Коммерсант".
24.07.2008
Владимир Зыков