АТВ удалось отстоять русскоязычный эфир, хотя даже в соседнем Крыму большинство каналов приняли языковые квоты, навязанные Киевом. Еще больше на слуху АТВ стал после того, как директор телеканала Игорь Димитриев запустил ботинком в эмиссара НАТО политолога Олега Соскина.
Впрочем, в интервью РИА «Новый Регион» Игорь Димитриев признался, что не считает свой поступок экстраординарным.
Игорь Димитриев: Этот персонаж, был наверняка даже рад, что его прославили. Целью изначально был посол Литвы, на которого возложена миссия продвигать НАТО в Украине. Но, к сожалению, он уехал до запланированных мероприятий, и пришлось прославить Соскина. Теперь он борец за евроатлантические перспективы Украины.
«Новый Регион»: Может, есть мечта запустить ботинком в кого-нибудь еще?
Игорь Димитриев: Моя работа состоит не в кидании ботинков. Просто эта акция могла принести проблемы журналисту, который бы её реализовал, потому пришлось самому взяться.
А вообще, что касается Соскина, то, действительно, мы-то раньше думали: «нужно участвовать в дебатах и демократическом процессе». Чушь! Именно так проигрывают информационную войну. Ботинок оказался намного эффективнее – сразу перестали проводить насильственные презентации.
«Новый Регион»: Эфир АТВ практически полностью русскоязычный. Это удивительно, ведь даже в Крыму уже введены квоты на русский язык. Как вам удалось отстоять русскоязычный эфир?
Игорь Димитриев: Пока отстоять не удалось. На телекомпанию регулярно накидываются проверяющие органы, не прекращаются судебные тяжбы. И это будет происходить до тех пор, пока существует Нацсовет по телевидению и радиовещанию. И вообще, пока существует та форма административного устройства Украины, какая есть в данный момент. Нацсовет и языковые требования существуют лишь для того, чтобы шантажировать СМИ. Это – основная функция этой структуры. Обеспечивать лояльность СМИ.
Языковые требования заведомо невыполнимы. И это касается не только региональных телеканалов, но и общеукраинских, которые при любом удобном случае переходят на русский язык вещания. Но я бы не сводил эту проблему исключительно к языковому вопросу. Противостояние русского и украинского языка в эфире – это, знаете, как Свифтовский спор о том, с какой стороны разбивать яйцо. С какой стороны хотите, с той и разбивайте. Говорите на том, на каком вас хотят слышать. На языке той аудитории, на которую вы ориентируетесь. На украинскую – украинский, на татарскую – татарский, на болгарскую – болгарский, на всех – русский.
Проблема не в языке, проблема в том, что нас пытаются заставить забыть, кто мы есть, стереть лицо и нарисовать новые чужие черты. Навязать систему ценностей, абсолютно чуждую нам. И переводить дискуссию в плоскость филологии – это идти на поводу у этих сил.
Претензии к АТВ не лингвистического характера – нас обвиняют в призывах к свержению государственного строя и разжигании межнациональной розни. К нашему счастью, чиновники, которые озвучивают эти претензии, сами плохо понимают, что они говорят, и в суде не могут обвинения даже внятно сформулировать.
«Новый Регион»: Что можете посоветовать коллегам из других регионов Украины, в частности, из Крыма?
Игорь Димитриев: Всем телевизионщикам из других регионов хотел бы посоветовать держать голову в холоде. Теоретически, Нацсовет может лишить лицензии на вещание, но это он может сделать только лишь с помощью суда. А для того, чтобы убедить суд, чиновникам от политики попросту не хватает доводов. А возможно... вы знаете, возможно им самим стыдно. Некоторые из сотрудников совета в личной беседе высказывают слова поддержки и рекомендуют бороться.
«Новый Регион»: И все-таки, АТВ националисты требуют закрыть уже не первый год. Почему это им не удалось?
Игорь Димитриев: Может, нас защищает то, что, если телекомпанию закроют, это может привести к массовым беспорядкам. АТВ в Одессе – это в некоторой степени феномен.
Как принято говорить, современное СМИ не отражает действительность, оно её создает. Так вот, АТВ в некотором смысле эту действительность создает в отдельно взятом городе.
Три года назад Одесса считалась аполитичным городом. Теперь горожане научились отстаивать свои права, в том числе благодаря АТВ. Это не просто самый популярный канал. Это действительно одна из ветвей власти. Телезрители в случае каких-либо происшествий звонят в редакцию новостей раньше, чем в милицию.
У региональных телевизионщиков сейчас большой шанс – они могут стать более авторитетными, чем всеукраинские каналы. Доверия к центральным СМИ нет. А вы живете рядом с людьми, вам можно позвонить и просить помощи, вас можно встретить на улице. Как и в политической сфере, в СМИ происходит такая ползучая регионализация.
«Новый Регион»: Планирует ли АТВ расширяться на другие регионы Украины? Есть ли у канала вещание в Интернете?
Игорь Димитриев: Технически мы уже можем доставлять сигнал по «ай-пи» в другие регионы, но пока заняты поиском партнеров среди СМИ. Мы планируем создать сеть дружественных региональных телекомпаний, которые будут обмениваться своим продуктом, но сохранять основной упор на местной проблематике. Собственно, вещание в Сети пока нецелесообразно. Проще зайти на сайт и выбрать конкретную программу. Новости появляются в Сети едва ли не раньше, чем в эфире.
«Новый Регион»: Несмотря на пример в лице АТВ, сама Одесса, похоже, потихоньку сдается украинизаторам – как иначе можно объяснить появление улицы Шухевича и указателей на украинском языке в центре города?
Игорь Димитриев: По поводу улицы Шухевича – да у нас такой вой подняли, что они её обратно переименовали. А таблички ставит ненавидимый горожанами горсовет и мэр, занявший кресло по суду. Эдуард Гурвиц таким образом откупается от киевских властей. Ему не мешают дерибанить, а он таблички на украинском вешает. Что интересно, мэр – еврей, а поддерживает националистические организации. Парадокс!
«Новый Регион»: Как может быть горсовет «ненавидимым горожанами», если они сами за него проголосовали?
Игорь Димитриев: Он по спискам избирался. Люди ведь даже не видели, за кого голосуют. Большинство в Одессе – у «регионалов». Они-то в этом дерибане ведущие роли играют.
Тем не менее, в Одессе акция «Я говорю по-русски!» имела очень большой эффект. Двести тысяч поддержавших. А в 2008 году во время акции по сбору гуманитарной помощи Южной Осетии – 30 тысяч человек скинулось. Когда шла защита памятника Екатерине II – площадь была забита людьми. У нас очень политизированный город. И не только в идеологическом плане. Профсоюзы стихийные формируются. Город бурлит. И во многом благодаря АТВ.
Ссылка по теме:
Фрагменты эфира «АТB» можно посмотреть здесь >>>
Одесские сторонники Тягнибока отказались участвовать в телепрограмме «пророссийского» канала >>>
Одесский оппозиционный телеканал убрали из пакета вещания кабельных операторов >>>
В Киеве продолжаются митинги против «российского шовинизма» на одесском телеканале «АТВ» (ФОТО) >>>
Участники пикета в Киеве требуют от Нацсовета закрыть телеканал за «антиукраинскую пропаганду» (ФОТО) >>>
Нацсовет лишил лицензии одесскую телекомпанию за «антиукраинский шовинизм» >>>
В Одессе журналист пророссийского телеканала АТВ вызван на допрос в прокуратуру >>>