Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Украина

Ящик Пандоры на Змеином острове сокровищ

Источник: "ОДНАКО"

Решение Международного суда ООН об отторжении от Украины в пользу Румынии континентального шельфа у острова Змеиный – очень опасный прецедент. Он имеет неплохие шансы стать сигналом к юридическому разделу Украины.

 

Решение, которое 3 февраля вынес Международный суд ООН в Гааге, многие украинские СМИ почему-то называют компромиссным. Этот «компромисс» заключается в том, что Румыния получила не всю спорную территорию богатого на нефть и газ континентального шельфа, а только 80%. Ну а сам Змеиный получил официальный статус острова и всё-таки остался в составе Украины.

Суд заявил, что остров Змеиный не может считаться частью прибрежной линии Украины и не может учитываться при разграничении экономических зон между двумя странами. Что, кстати, противоречит международному праву.

Очень странное решение. Так что пока дипломатическое ведомство вместе с секретариатом президента рапортуют об очередном международном успехе, а оппозиция требует импичмента Виктора Ющенко за нарушение территориальной целостности Украины, самое время, подобно сэру Генри из «Собаки Баскервилей», задать себе вопрос: «Что это было?»

 

Кусочек Родины в хорошие руки

 

Ценность Змеиного с хозяйственной точки зрения равна нулю. Площадь острова составляет около 20 гектаров, на нём нет пресной воды, а в скалистом грунте вряд ли прорастёт даже неприхотливая алыча. Тем не менее румынские власти полтора десятилетия настойчиво требовали его возвращения.

В 1944 году остров был захвачен десантом Черноморского флота, а после войны по дипломатическому соглашению между СССР и Румынией Бухарест, естественно, отказался от своих прав на Змеиный. Столь же естественно, что с известного времени символическое возращение утраченной территории для румынских властей стало делом принципа и пиара.

Когда в 2001 году плавучая бурильная установка «Черноморнефтегаза» в 40 километрах к югу от острова обнаружила значительные запасы углеводородов, политический вопрос о принадлежности Змеиного вместе с прилегающим к нему шельфом наполнился ещё и экономическим содержанием. Это месторождение, получившее название «Олимпийское», находится на вполне доступной глубине 250 метров, его объёмы оценивают приблизительно в 10 млн тонн нефти и 70 млрд кубометров газа. По новым границам ориентировочно 70–90% территории месторождения «Олимпийское» переходит к Румынии.

Вероятно, на украинской части шельфа есть и другие месторождения – через разломы в морском дне во многих местах видно, как пузырьками поднимается метан. Однако тщательную разведку на предмет добычи ещё не вели.

Несмотря на прошлогоднее падение цен на нефть, по окончании судебного процесса представители румынской стороны немедленно заявили о скором начале промышленной разработки месторождения. Впрочем, самостоятельно осуществить такой сложный проект румынские добывающие компании не в состоянии. По всей видимости, разработку будет вести связанная с бывшим вице-президентом США Диком Чейни транснациональная корпорация «Halliburton Energy».

Кстати, вопрос оперативности в организации добычи углеводородов тут является немаловажным. Поскольку, качая нефть с одной стороны границы, можно под шумок выкачивать её и с другой.

Лидер украинских коммунистов Пётр Симоненко утверждает, что наряду с «Халлибёртоном» в проект освоения природных богатств теперь уже румынского шельфа вошла одна украинская компания, близкая к президенту Ющенко. Если это действительно так, тогда причины уступчивости украинской стороны в суде становятся более понятными. По крайней мере, есть личный интерес.

 

Состязание британских адвокатов

 

В 2004 году вопрос о делимитации континентального шельфа Бухарест передал на рассмотрение в Международный суд ООН. Иск и юридическое обоснование составлял известный британский адвокат сэр Артур Вотс. Румынская сторона в этом иске сместила акцент с принадлежности самого острова (что опротестовать проблематично, так как с точки зрения международного права Румыния отказалась от него добровольно) – на его статус. Мол, Змеиный следует рассматривать не как остров, а как скалу. А потому этот клочок суши не должен учитываться при разграничении территориальных вод.

Киев мог бы отказаться от судебной тяжбы, которая не сулила Украине ничего хорошего. Тем более что в этом случае Румыния, будучи на тот момент кандидатом на вступление в ЕС и НАТО, скорее всего, отказалась бы от односторонних территориальных претензий, чтобы не усложнять свои далеко не безоблачные перспективы на пути в Европу.

Однако Украина добровольно согласилась на суд. В лучшем случае решение зафиксировало бы статус-кво. В худшем – Украина вообще могла лишиться и острова, и богатого на углеводороды шельфа. Тем не менее Виктор Ющенко заявил о готовности принять любое (!) решение Международного суда. А украинский МИД, подобно румынам, тоже нанял иноземных адвокатов – британских и французских.

То есть официальный Киев добровольно занял такую позицию, когда вопрос территориальной целостности государства зависит от компетентности иностранных юристов и справедливости неких наднациональных органов.

 

Потёмкинская деревня

 

В ходе судебной тяжбы Украина затратила немало усилий на то, чтобы благоустроить Змеиный. То есть сделать его больше похожим на остров, а не скалу.

Туда было завезено «постоянное население» (в настоящее время там живут 57 человек), сооружён причал для небольших судов, открыты почта и филиал банка, установлен ретранслятор мобильной связи. С континента доставлен украинский чернозём, чтобы на скалистой поверхности посадить деревья. В планах также было строительство энергетических ветряных установок, гостиницы, дайвинг-клуба и ресторана. Верховная Рада Украины присвоила населённому пункту на Змеином название «посёлок Белое», отнеся его к Килийскому району Одесской области. В общем, все возможные доказательства того, что остров обитаем и обжит, Международному суду ООН были предоставлены.

Вряд ли эта «потёмкинская деревня» повлияла на окончательное решение суда. Но теперь появляется другая проблема: что делать с посёлком Белое дальше.

 

«Всё, что нажито непосильным трудом…»

 

Итак, это очень опасный прецедент. Ведь официальный Киев не считает современную Украину правопреемницей УССР. Национальная легенда заключается в том, что независимая держава возникла в результате освободительной борьбы украинского народа и ни в коем случае не является продуктом советской государственности. А потому в случае начала серьёзных разбирательств Украина не может апеллировать к нерушимости старых границ. И уж тем более гарантом территориальной целостности страны не могут выступить её армия и флот – по крайней мере, в том состоянии, в котором они находятся сегодня.

Примеры Косово, Южной Осетии, Абхазии и, наконец, шельфа у острова Змеиный показывают, что границы в Европе опять начали меняться. И международные суды в таких случаях не помогают. Ничем и никогда.

Украинское руководство должно делать выводы из ситуации. Проблема в том, что далеко не для всех границ Украины есть исторические, этнические, культурные и языковые основания.

Значительные территории были подарены Украине победоносной Красной Армией и лично товарищем Сталиным по результатам Второй мировой войны. Западная Украина отторгнута Советским Союзом от Польши. Тем же Советским Союзом и в то же время аннексированы Южная Бессарабия и Северная Буковина. Подкарпатская Русь (территория Закарпатской области), которая сегодня добивается независимости, присоединена к Советской Украине на основании договора между СССР и Чехословакией. Оба государства перестали существовать. Сохраняет ли силу этот договор в настоящее время?

Один из «советских трофеев» уже пришлось вернуть, пусть и не целиком.

Крым включён в состав УССР решением советского руководства в лице известного волюнтариста Никиты Хрущёва (на то и специальная справка Политбюро ЦК КПСС имеется). Насколько обоснованно удержание полуострова в составе страны, если современная Украина не является правопреемницей УССР? А если ещё реанимировать проект Донецко-Криворожской республики?..

Украинский МИД считает, что после оглашения решения Международного суда по вопросу Змеиного страна получила ценности нематериального порядка. По словам пресс-секретаря дипломатического ведомства Василия Кирилича, завершение этого спора «даёт возможность Украине приблизиться к Европе».

Если так пойдёт и дальше, то шансы Украины приблизиться к Европе по самое «не могу» очень и очень велики

 

 ВАЛЕНТИН ЖАРОНКИН


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.