В войне памятников неожиданный поворот – покончил самоубийством монумент основателям Киева на Днепровской набережной. Просто взял и развалился...
В войне памятников неожиданный поворот – покончил самоубийством монумент основателям Киева на Днепровской набережной. Просто взял и развалился...
...не вынеся собственного технического уродства.
Такого еще не было. Взрывал в Харькове памятник Пушкину отец украинского национализма Микола Михновский. Стекла в соседних домах вылетели – памятник остался. Сносили после революции скульптуры Николаю I и Столыпину в Киеве. Уничтожали, а потом восстанавливали памятник княгине Ольге. Втыкали фанерных Карлов Марксов. И таких же Шевченок. Тоже фанерных! Я не преувеличиваю: первый киевский памятник Тарасу в 1919 году пилой был выпилен – плоский такой с намалеванной на нем физиономией красного Кобзаря! Потом его бронзовым заменили напротив университета – чтоб уж навечно, как символ победившего социализма стоял. Ющенко недавно изгалялся – воткнул безликую свечку Голодомору на киевских склонах. Но такого, чтобы памятник САМ по доброй воле наложил на себя руки, еще не было! Даже не верится – Командор за Дон Жуаном по Мадриду гонялся. Так то ж – легенда! А тут взял да и отвалился хвост у бетонной, обшитой медью ладьи, на которой «плыли» Кий, Щек, Хорив и сестра их Лыбедь!
Признаюсь, услышав о саморазрушении Кия с однокорытниками (с чем еще, как не с лоханью, сравнить развалившуюся ладью?) я испытал некоторое удовлетворение. Подчеркиваю: не злорадство, а именно УДОВЛЕТВОРЕНИЕ. Это был плохой несовершенный памятник – одна из многих работ официозного советского скульптора Василия Бородая, игравшего в Киеве при Щербицком ту же роль, которую в нынешней Москве исполняет Акакий Церетели. Позорно превратившись в кучу мусора, он наглядно доказал свою халтурность.
А еще он доказал, что украинское монументальное искусство находится в выгребной яме. Ведь Василий Бородай – это не просто скульптор. Это целая эпоха тоталитарной культуры! Он бывший первый секретарь Союза художников УССР, действительный член украинской Академии искусств, профессор Академии изобразительного искусства и архитектуры. Его мастерская находится на ее же территории в одном из престижнейших мест Киева в двух шагах от Львовской площади. Он – кавалер многих наград. Он вырастил целую школу себе подобных бородаев. И вот у патриарха бюрократического монументализма разваливается памятник – как пасочка в песочнике! Воистину, как не вспомнить библейского колосса на глиняных ногах?
Если не перечислять разной мелочи, творческому гению Бородая принадлежали в Киеве четыре основных объекта – так называемая Железная баба над Днепром (официально – Родина-Мать), монумент чекистам возле метро Лыбедской, Ленин с рабочим и солдатом на Площади Октябрьской Революции, демонтированные в 90-е годы, и пресловутая Ладья, установленная к выдуманному 1500-летию Киева – на самом деле, куда более древнему городу, чем ему повелел быть товарищ Щербицкий и Институт археологии.
Меня не интересует идеологическое содержание этих работ. В конце концов, Медный Всадник в Петербурге для одних – символ русского деспотизма, а для других – прогресса и имперского величия. А Богдан Хмельницкий на Софиевской площади кому-то напоминает о спасении Украины, а кому-то – о том, что он отдал ее Москве. Но как бы мы ни относились к этим историческим личностям, памятники им – шедевры.
Сказать это о творениях Василия Бородая никак нельзя. Его чекисты – это грубый примитивный куб с двумя невыразительными лицами. Мне он всегда напоминал архаичные скульптуры цивилизации Майя в Южной Америке.
Железная баба, задуманная как повторение аналогичного комплекса в Волгограде, – просто унылое чудовище со щитом и мечом, изуродовавшее исторические киевские склоны и затмившее купола Лавры. О нем никто ничего не мог сказать хорошего. Хвалили только технологию постройки (как-то не поворачивается язык назвать ее объектом искусства), то есть то, что ОНО при всей своей тяжеловесности еще и как-то стоит. По-моему, пресловутая Девушка с веслом, которой в 50-е годы массово украшали парки, куда женственнее и художественнее бородаевской тетки.
Родину-Мать Бородая можно рассматривать только как обобщенный образ амбиций киевской партийной номенклатуры начала 80-х. Если в России такая баба есть, значит, и нам надо. Меня всегда удивляло, почему этот бесполый монстр, якобы символизирующий героизм советского народа в борьбе с фашизмом, повернут лицом в сторону Москвы и на нее же поднял меч и щит? Сейчас бабу можно трактовать как квинтэссенцию раскола Украины по Днепру. Если ее не снести – рано или поздно снесет в Днепр Украину. И поплывет она аж в Черное море!..
Монумент Ленину и героям революции явился высшей точкой влиятельности Бородая в украинском монументализме, насквозь закостеневшем на излете застоя и полностью подконтрольном государственной идеологии. Советская власть явно впадала в маразм. В двух шагах от Майдана уже находился один Ленин – на бульваре Шевченко, а в это время по соседству втыкали еще двух – под землей на станции метро Ленинская (теперь Театральная) и на поверхности – где ныне торчит на колонне Девка с шашлыком.
Любой ответственный скульптор не стал бы выполнять идиотский заказ. Ведь не хватало только летающего в небе над Крещатиком Ленина. Представьте, если бы рядом с Богданом – к примеру, там, где Золотые ворота, воткнули еще одного Богдана – только с двумя казаками. Что бы получилось? Конечно, масло масляное. Но Бородай всегда в первую очередь был бюрократом и только потом некоторым образом еще и скульптором. Он выполнил идиотский заказ и получил всю положенную порцию благ и наград. А блага Василий Захарович всегда любил. Даже сегодня в 92 года (!) вечный дед-монументалист судится с Нацбанком за использование на монете изображения своей Ладьи с Кием. При этом заявляет, что свое творчество посвятил Украине. Посвятить-то посвятил, не спрашивая, очень ли она в нем нуждается, но 400 тысяч компенсации все равно требует. Семья, наследники, адвокаты – по-человечески все очень объяснимо...
И напоследок о развалившейся Ладье. Если бы в далеких 80-х модель этого памятника подсунул Щербицкому на стол не первый секретарь Союза художников, а студент-третьекурсник, его бы просто уличили в плагиате. Композиция основателям Киева – лучшее в творчестве Бородая. Но только потому, что это не совсем его творчество. Раскинувшая руки Лыбедь на носу бетонной лодки до боли напоминает знаменитую древнегреческую Нику Самофракийскую – классическое изваяние богини Победы.
Изображение Ники есть во всех справочниках по искусству и даже, если не ошибаюсь, в школьных учебниках. Но кто бы посмел обратить внимание на это совпадение на закате советской эры? Тем более, в «работе» любимца Щербицкого и официально «главного» скульптора Украины? «Что позволено Юпитеру, то не позволено быку» – гласит античная поговорка. Но в Украине быкам позволено все. Бородай и Щербицкий «быковали» – остальные быки поменьше должны были молчать и ждать своей очереди.
Месть обоим пришла чуть позже. Щербицкому – в чернобыльском 1986-м (как первый человек в Украине он проявил выдающуюся некомпетентность, согласившись на строительства АЭС буквально под Киевом). Бородаю история мстит до сегодняшнего дня. Именно его памятники разрушают, оскверняют вандалы, а теперь они начали еще и самоликвидироваться.
По официальной версии, пожилому маститому скульптору якобы не рассказывают, что случилось с Ладьей – дабы «не травмировать» его. Но кто-то задавался вопросом, насколько сумел травмировать за свою долгую жизнь Василий Захарович Бородай городские ландшафты «Матери городов русских» и психику рядовых киевлян? Сумел за государственный счет – к своей недоброй славе и нашему стыду. Теперь на этих же холмах глумятся над искусством его ученики и последователи.
Усевшийся «на горшок» Грушевский Николая Кислого возле Дома учителя – ничем не лучше Железной бабы. Ющенковская Свечка Голодомору – такая же халтура, как куб чекистам. Ведь именно «творчество» Бородая показало, что теперь все можно – любой безнравственный подвиг. Это его Железная баба над Днепром открыла дорогу дому-комоду по соседству, который оранжевая власть обещала снести, да так и не посмела, так как сама в нем частично жила. Ведь Комод – тоже памятник. С художественной точки зрения, он – вполне закономерная вершина в развитии монументального бородаевского кича уже другими людьми. Или просто куча.
Олесь Бузина
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.