И если это все же будет сделано, то Верховная рада – редкий случай – заслужит искренние аплодисменты и школьников, и родителей, и просто многих мыслящих людей.
Чем плоха двенадцатилетняя система? Тем, что даже при одиннадцатилетней системе последние, выпускные классы – это сплошная маета для великовозрастных школьников. А в двенадцатом классе «дети» будут просто шалеть от вынужденного сидения за партами, независимо от обстановки в школе, от взаимоотношений в классах и контакте с учителями. Им, на секундочку, будет по восемнадцать лет – а кому-то и девятнадцать. В таком возрасте в школу можно приходить только проведать учителей или встретится с бывшими одноклассниками.
Второй момент – это общее повышение возраста образования. Вузы будут заканчивать годам к двадцати пяти – вроде бы не намного позже, но зачем? Можно сотни раз твердить о том, что это – «по-европейски». Ну и что? Европейское образование – это во многом фикция, если не принимать во внимание Голландию и Германию. Кроме того, с нынешней, абсолютно бессмысленной, повальной пропаганде высшего образования, Украина уже находится в состоянии острого дефицита рабочих специальностей. С «двадцатипятилетним» стартом эти проблемы ну никак не станут менее острыми.
Потом, не надо забывать, что в «европах» между школой и университетом находится колледж – все-таки несколько иной атмосферы и обстановки место. С другой стороны, вводить колледжи, как промежуточные этапы, у нас – это будет еще более глупое обезьянство, чем «Болонская система».
Но вернемся к школьной двенадцатилетке. В телесюжетах, посвященных этой идее, демонстрировали многих «критиков» возврата, в том числе и бывшего министра образования Василия Кременя. Я бы, конечно, предпочел узреть этого известного борца с «цветочной коррупцией» где-нибудь на исправительных работах, ну да ладно.
Так вот, этот «эксперт» очень переживал по поводу того, как же теперь можно будет втиснуть двенадцатилетние программы в десять лет? И куда девать «массу» двенадцатилетних учебников? Трудно представить себе образец большего лицемерия – впрочем, обычного для Кремня. Во-первых, нет ничего сверхсложного в таком «втискивании» – ведь речь можно вести и об одиннадцати классах. При этом в школьном образовании немало лишних предметов (разнообразные ОМЗ, экономики, психологии, политологии, эстетики и прочие «истории украинской культуры»; функции всех этих предметов великолепно выполняют история, география, литература).
А уж о том, насколько раздуты программы базовых предметов, и говорить не приходится. Возьмите хотя бы историю Украины. Вообще, это невероятная местечковость – изучать ее отдельно, а не в курсе всемирной истории, которая в наших школах сведена к возмутительному минимуму. Да и соотношение украинской и мировой литературы в наших школах – это преступление.
Но все это – вторичные аргументы. А самое важное, что никаких двенадцатилетних программ НЕТ! Уж поверьте человеку, имеющему непосредственное отношение к школе. Их только в этом году начали разрабатывать, в том числе вынуждая это делать учителей. И знаете, как? Да просто растягивая программы старших классов на дополнительный год. НИЧЕГО НОВОГО! Исключением является разве что информатика – и то не везде. Соответственно, и учебников не то, что немного, – их почти нет, двенадцатилетних-то. И Кремень прекрасно это знает; но просто-напросто врет. Видимо, рассчитывает пробраться опять в министерство. А это, конечно, для министерских работников ой как удобно – двенадцатилетняя система: столько диссертаций можно защитить, столько «инноваций» разработать.
А расхлебывать все это – детям.
Феликс Сорокин