Суть немногочисленных, но крайне оптимистичных и бессодержательных высказываний сводится к тому, что Партия регионов намерена законодательно закрепить право отдельных, простите за тавтологию, регионов (областей) регулировать использование русского языка в школьном образовании и делопроизводстве. Причем, как именно будет звучать закон, совершенно неясно даже тому, кто о нем говорил. А говорил о нем прежде всего упомянутый уже Колесников.
И, честно говоря, никакого энтузиазма у русскоязычных это вызывать не должно. Во-первых, то, что об этом говорит Колесников, подтверждает: гуманитарной сферой у Януковича будет заниматься он. Уж лучше бы сам Виктор Федорович – он, в силу малограмотности, никак не пакостил бы. А Колесников – хитрейшее создание, которое похоронит на корню все, что касается повышения статуса русского языка.
Вы спросите: да как же, вот же он предлагает. Ну, давайте разберемся, что он предлагает. В делопроизводстве ничего конкретного он не предлагает. И немудрено: у него основная идея – лишь бы конституцию не менять. А у нас конституция ограничивает сферу делопроизводства центральным регулированием. Вот если бы была у нас федерация, тогда мог бы быть какой-то разговор. А в нынешнем состоянии все эти законы и хартии можно смело отправить коту под хвост. Или псу – у кого какие предпочтения.
То же самое – и даже в большей степени - касается сферы образования. Колесников говорит: «по желанию родителей»… и так далее. Все остается на усмотрение местных руководителей. И, естественно, местные руководители будут ссылаться на отсутствие средств и кадров – да черт еще знает, на что. Всегда есть, на что сослаться. Например, на недостаток русскоязычных учебников по украинским программам.
И это только в школах! А в вузах – и того хуже. Они ведь либо ведомственные – подчиняются напрямую профильным министерствам, - либо минобразовские. А то и вовсе – национальные, с отдельной строкой прописывания. И все местные законы проходят мимо. Все будет регулировать министерство образования. А кого посадят туда – еще неизвестно. Может, и вовсе оставят папу самого поющего олигофрена. А, может, какого-нибудь Мирошниченко – и что от него можно ожидать, при вице-премьере по гуманитарке Колесникове? Того же, что от Герман, которую сделают, например, министром культуры.
Так вот, в ситуации, когда и тестирование, и преподавание в вузах будет оставаться украиноязычным, русский язык в школах будет оставаться все в том же слабом положении. И все формальные «улучшения» будут совершенно неэффективны.
Более того: проведя все это «в жизнь», регионалы смогут с чистой совестью рассказывать, как они «защитили» русский язык. Но вся эта защита будет разбиваться о самые различные препятствия, как местные, так и общегосударственные. Именно поэтому речь шла о статусе государственного – потому, что это дало бы возможность требовать. Да, этот статус будет раздражать западнян. И замечательно: еще один аргумент в пользу федерализации. Это дало бы возможность говорить о статусе официального или регионального без описанных выше минусов.
А то, о чем с многозначительной ухмылкой говорит Колесников – только отговорка. Которую регионалы, конечно, будут превозносить, как пример редкостной последовательности, порядочности, да еще и взвешенности. А все наши проблемы так и останутся проблемами.
Филипп Садиленко