Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Украина

Глава Ассоциации защиты прав врачей Олег Бобров: При такой медицине украинцев может остаться 25 миллионов

О перспективах медицины в Украине, потенциальных возможностях и рисках предлагаемых реформ, а также об угрозах для здоровья нации в целом  Forpost говорил с заведующим кафедрой хирургии и сосудистой хирургии Национальной медицинской академии последипломного образования им. П.Л. Щупика, доктором медицинских наук, профессором, академиком Украинской академии наук, главой Ассоциации защиты прав врачей, экспертом Международного комитета защиты прав человека Олегом Бобровым

 

Результаты реформы здравоохранения, длящейся уже 17 лет, каждый гражданин Украины может почувствовать на собственном организме. Общество уже согласилось с тем, что качество медицинской помощи должно быть привязано к размеру вознаграждения за них. На этом реформу можно было бы считать завершенной. Но все равно в прессе часто приходится слышать о том, что преобразования еще не закончены. Как вы считаете, в каком направлении будет развивать нашу систему здравоохранения новый профильный министр Василий Князевич, сменивший на этом посту Юрия Гайдаева?

В Министерстве здравоохранения не может быть определенного курса, потому что министры меняются каждый год. Для того, чтобы человек мог совершить какие-то реформы, ему необходимо потратить минимум год-полтора на инвентаризацию отрасли. Затем ему необходимо столько же времени для того, чтобы разработать план. К этому моменту его уже снимают с работы. А для реализации плана необходимо два, три года до получения первых результатов. А у нас за годы независимости поменялось одиннадцать министров. Все они не имели возможности реализовать свой потенциал, даже если он у них был.

Но все они, по крайней мере, должны были иметь какую-то свою концепцию развития нашей медицины…

То, что происходит в медицине на протяжении последних лет, можно свести к нескольким основным пунктам. Первое – это введение института семейного врача, второе – принятие закона об обязательном медицинском страховании и третье – это децентрализация отрасли. Фактически вокруг трех этих позиции все и крутится.

Пока ни одна из этих программ до конца не реализована, уместно было бы знать, какую пользу они принесут. Как, по-вашему, что получит от них простой пациент?

Что такое обязательное медицинское страхование, так называемое ОМС? Это фактически введение еще одного налога. Но мы все и так платим социальный налог, в котором есть какая-то часть, подразумевающая плату за медицинскую помощь. Когда образовался Советский Союз, такой налог был просто консолидирован в общегосударственный фонд. После распада СССР мы продолжили уплачивать этот налог, только он стал перераспределяться с помощью других механизмов. То есть платежи на обязательное медицинское страхование мы уже вносим. Введение закона об ОМС будет означать введение еще одного налога, и тогда мы будем платить за одно и тоже дважды.

Но система ОМС может предусматривать внесение страховых платежей не государству, а частным страховым компаниям. Такие нормы закреплены в предложенных законопроектах об ОМС…

Дело в том, что никогда при страховой медицине деньги до пациента не дойдут. Что такое страховая компания? По определению она не должна ставить перед собой получение прибыли. Она должна существовать только за счет страховых взносов, сколько собрали – столько она и имеет. Но, кроме прямых затрат на лечение застрахованного лица, страховая компания обычно несет расходы на зарплату собственного персонала, аренду помещения, оплату коммунальных услуг и самое главное – на выплату прибыли учредителям. Откуда это все берется? Из страховых взносов. Где вы видели президента страховой компании, который ездит на «Таври»? Такого нет. Он ездит на «Мерседесе».

А если страховая компания будет государственной, наподобие действовавшего при Союзе Госстраха?

Это будет еще один фонд социального страхования, которых у нас уже несколько. Но есть еще один важный момент. Существуют так называемые основные фонды здравоохранения. Если вы придете в больницу с нулевым оборудованием, с безграмотным персоналом со страховым полисом, там не появится компьютерный томограф, там не появится импортный шовный материал, сшивающие аппараты. Ведь это обман.

Следующее. Сколько в этом страховом полисе заложено на оплату труда врача? Копейки. То есть стимула для эффективной работы медиков не будет.

Почему тогда эта система успешно работает на Западе?

На Западе она тоже не работает. Все ее успехи там – это миф.

Возьмем, к примеру, страну, в которой реализована классическая модель страховой медицины, – США. Там 42 миллиона человек не имеет страховки. Это официальная статистика. То есть эти люди лишены элементарной медицинской помощи.

Они могут только уповать на то, что подпадут под программу организации лечебных учреждений для малоимущих. Таким образом, выходит, что страховая медицина делит людей на две категории: на тех, кто имеет право лечиться, и на тех, кто не имеет право жить. А теперь давайте сравним сумму ежегодного дохода на душу населения у нас и в США. Люди, которые живут дальше 30 километров от Киева, в большинстве своем нищие. То есть они обречены на вымирание при страховой медицине.

Еще один момент. Возьмите типовой договор страховой компании, которая занимается медицинским бизнесом, и посмотрите условия страхования. Из него автоматически исключаются люди с хроническими заболеваниями, такими как диабет, гипертоническая болезнь, туберкулез. То есть страховка рассчитана на здоровых людей. А их очень мало. Об этом умалчивают сторонники реформ.

Но страхование потому и обязательное, что будет распространяться на всех без исключения граждан…

Мы уже платим соответствующие страховые платежи. Почему нельзя назвать это обязательным медицинским страхованием. Кроме того, у нас есть целые категории населения, которые профессионально застрахованы. Военные, работники силовых структур. Чем будет в таком случае ОМС? Это будет дополнительный налог, который хотят пролоббировать.

С какой целью его лоббируют, на ваш взгляд?

Я убежден, что это прямой путь к приватизации больниц. Вот что заложено во всем этом. В Киеве предыдущей администрации не удалось довести этот план до конца. Они пытались все городские больницы перевести в статус коммунального предприятия. А раз коммунальное предприятие, оно может быть акционировано трудовым коллективом. Затем все мелкие акционеры вымываются, и администрация становится владельцем. Это один способ приватизации.

Есть еще второй. Если основным источником финансирования больницы, после того, как она преобразовывается в коммунальное предприятие, становится страховой компанией – появляется возможность для прямого сговора между администрацией больницы и бизнесом. И опять же идет «вымывание» всех тяжелых больных. Раз учреждение самостоятельное, оно может самостоятельно избирать набор отделений. И тогда все начинают заниматься исключительно пластической хирургией, лечением болезней, передающихся половым путем и так далее.

И тогда никому не нужны пациенты, нуждающихся в трансплантации органов и тканей, никому не нужна онкология, никому не нужны системные заболевания. Потому что они не приносят прибыль.

Как новая киевская власть относится к столичной медицине?

Мне трудно судить. Но некоторые решение Черновецкого в этой сфере правильные. Во-первых, он убрал хозяйственную самостоятельность главных врачей. О расходовании бюджетных средств можно судить, посмотрев на больницу. Если в ней ставят металлопластиковые окна, но при этом в ней стоит старый рентген-аппарат, о чем это говорит. Любая стройка – это отмывание денег. Посмотрите на самые якобы «крутые» больницы Киева. Нового оборудования у них – ноль. Зато стены, окна – все в порядке.

Реформа принесла помимо прочего и добровольное медицинское страхование. Как вы можете оценить такую форму отношений?

Это другое дело. Добровольное страхование нужно развивать, и оно уже есть. Существует большое количество банков, коммерческих структур, которые обеспечивают медицинское страхование своих сотрудников. То есть к социальному пакету добавляется еще и мощная медицинская помощь. Необходимо признать, что уровень медицинской помощи должен зависеть от уровня доходов пациента. Кто бедный – тот ездит на троллейбусе, кто богатый – ездит на «Мерседесе». И это правильно, так и должно быть.

То же самое в сфере здравоохранения. Есть общественная медицинская помощь, общедоступная, а есть – элитарная. Но общедоступная медицинская помощь должна быть обязательно. Ведь что такое система здравоохранение? Это в первую очередь безопасность государства. Потому что самое дорогое, что есть у государства и что невозможно купить, – это производительные силы. Это работоспособное население, которое способно создавать добавочную стоимость. Без этого государство обречено на гибель.

В Украине еще сохранилась государственные и коммунальные медицинские учреждения, с которыми граждане привыкли связывать свое конституционное право на бесплатную медицину. В каком состоянии они сейчас находятся?

Эту систему сейчас пытаются разрушить, но благодаря своему потенциалу она еще оказывает какое-то сопротивление. Сегодня она держится на советских врачах, которые получали и образование, и идеологию еще в то время. Каждый год у нас медицинские ВУЗы выпускают порядка 5 тысяч специалистов.

А естественная убыль (умершие, вышедшие на пенсию врачи) в системе здравоохранения составляет 6,5 тысяч.

Причем эта цифра учитывает практикующих врачей. Управленцев от медицины меньше не становится. Недавно на коллегии Минздрава была приведена статистика, по которой 42 тыс. врачебных ставок по Украине вакантны. При этом выпускники таких медицинских вузов, как Луганский, Харьковский, поголовно уезжают к нашему ближайшему соседу, в Россию. Судите сами.

Стартовая зарплата врача в Украине после 6 лет учебы и 3 лет интернатуры – 720 грн. Стартовая зарплата врача поликлиники в России – 40 тыс. рублей, это 8 тыс. грн. плюс жилье и социальный пакет.

При этом в Украине на больницу управления делами Президента Феофанию выделили 284 млн., а на всю борьбу с туберкулезом – 80 млн.. Поэтому сейчас у нас катастрофическая ситуация со средним и младшим медицинским персоналом. В районных больницах некому работать. Медицинские сестры не работают в системе больше полугода и вообще уходят из медицины. А что такое подготовить хирургическую сестру?.. К тому же в столице, например, распространена система блата, когда на вакансии назначаются специалисты не по деловым качествам, а по клановой принадлежности.

Как вы в целом оцениваете уровень квалификации современных украинских врачей?

Я знаю очень много хирургов. Хороших, надежных, добросовестных хирургов. Но есть несколько «но»… Часть из них просто физически старые. Они – дорабатывают. Часть – во всем разочаровавшиеся. Им надоело заниматься несвойственными им функциями – добыванием лекарств, ниток, заготовкой крови и т.п. Получается, что если хочешь выполнить сложное вмешательство – сам (а не администрация!!!) занимайся обеспечением. И мало того, при неблагоприятном исходе рискованного вмешательства – тебя никто не защитит. Зачем же искать себе приключения?

Поэтому сегодня мне хватит пальцев на двух руках, чтобы перечислить специалистов, под которых я сам бы лег. Уровень хирургов того поколения, которое сейчас идет на смену, находится на крайне низком уровне, потому что система подготовки медицинских кадров разрушена. Пропаганда последних 17 лет занималась только очернительством того, что было создано нашими предшественниками.

Усиленно в мозги вбивался техницизм. Почти исчезли хирурги-философы, хирурги-мыслители. Сегодня, молодой человек, освоив две-три технологии уже считает себя хирургом, и, в лучшем случае, тиражирует инвалидов.

Трагедия еще и в том, что полностью ликвидированы университетские клиники. Разрушены школы. Уничтожена мотивация к научным исследованиям, к анализу результатов работы. Все сведено к подтасовке отчетов до удобоваримых показателей. Да и как учить? Сейчас профессор и сотрудники кафедры в отделении – никто, их унизили до статуса арендатора, как продавца пирожков или газет. Все решает главный врач и заведующий отделением.

Поэтому при таком уровне медицины вполне возможно, что население Украины сократится до 25 миллионов.

 

Дмитрий КОНОВАЛОВ, Forpost


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.