Русинов наши нынешние власти очень не любят. Они в этом не оригинальны: в Австро-Венгрии русинов тоже очень не любили. Весьма забавно, что, пребывая в состоянии перманентной национальной озабоченности, украинские власти (по крайней мере, с 2004 года, хотя и до него были прецеденты) и подпевающая им «национально сознательная» интеллигенция не устают обвинять русских (тех, которые в России) в непризнании украинцев самостоятельным народом. Однако при этом по отношению к русинам «официальные украинцы» занимают абсолютно такую же позицию. Мол, нет такого народа. Еще забавнее, что чисто этнологических оснований именовать себя отдельным народом у русинов куда больше, чем у украинцев (собственно, у русинов они есть, а у украинцев – не так, чтобы очень…). Это касается и языка, и исторической обособленности, и даже летописных упоминаний.
Однако же для наших властей все это – немыслимая наглость и вообще сепаратизм. Чувствуя своими копчиками неустойчивость псевдогосударственного образования под названием «Украина», они панически боятся любых внутренних изменений, будь то политические или культурные. В особенности их бесит то, что русины куда теплее относятся к современным русским, нежели к тем, кто, гордо и нервно оглядываясь, именует себя украинцами.
Принятый гимн – не просто сигнал Киеву и Львову: «Ребятки! Это не украинский этнический край!» Это еще и демонстративная поддержка, выказанная лидеру карпатских русинов отцу Димитрию (Сидору), суд над которым начнется в Ужгороде 30 декабря. Его обвиняют, естественно, в сепаратизме, и дело возбуждено Службой безопасности год назад по обвинению в посягательстве на территориальную целостность Украины. Обвинения основываются на том, что в октябре 2008-го года Второй европейский конгресс русинов принял меморандум о восстановлении русинской государственности на правах автономии в составе Украины с историческим названием Подкарпатская Русь. Инициатором этого и был председатель Сойма подкарпатских русинов Сидор, он же – отец Димитрий.
По большому счету, не так легко доказать, что сей меморандум является именно «посягательством» на территориальную целостность. Автономия не подразумевает отделения; однако изменение территориального устройства тоже можно расценивать по-разному. К этому и прицепились доморощенные украинские гэбисты, заодно заявив, что Сидор напрямую призывал закарпатских русинов создать самоуправляемую территориальную единицу под международным контролем.
Однако и конституционно, и по международным демократическим нормам эти обвинения будет тяжело обосновать. Ведь нынешние украинские власти сами выпустили этого джинна на свободу: с логической точки зрения еще в 1991-м, а с фактической – когда отморозились по поводу Косово и так и не осудили эту «навязанную независимость». Русины остаются в своем праве, как минимум до тех пор, пока официально не идут дальше требований автономии по типу крымской. Кроме того, Сидор всегда может обвинить украинские власти и спецслужбы в преследованиях по этническому признаку – потому, что все, что он делает, связано с борьбой за права русинов. Поди докажи, что это не так. Утверждение «русины этнически не являются украинцами, они – другой народ» не содержит в себе «посягательства на территориальную целостность» и так далее. А вот основанием для привлечения внимания хотя бы европейских и ооновских структур к ситуации в Закарпатье – вполне может быть.
Так что не исключено, что прессингом русин украинская власть роет себе большую яму. Не меньшую, чем проектами лишения Крыма автономии. В конце концов, Украина – многонациональное государство. И если уж допускать, что оно способно существовать в дальнейшем, то нельзя не признать: в виде унитарного государства Украина будущего не имеет. Этого геополитического кадавра может спасти только автономизация и усиление местного самоуправления.
Филипп Садиленко