Политики нанимают журналистов, российские писатели — наших
Политики нанимают журналистов, российские писатели — наших
Никого уже не удивишь объявлениями о написании на заказ рефератов, дипломных и диссертаций. «Под ключ» пишут не только такие работы. Вместо именитого автора, у которого нет или времени, или желания, или умения, над книгами корпят никому не известные люди, получающие за труды деньги. Таких работников называют литературными рабами или писателями-призраками.
Пишут на заказ все, начиная от детективов и низкопробных романов, заканчивая блогами, научными трудами и мемуарами. В старом анекдоте о Леониде Брежневе Леониду Ильичу говорят: «Читали вашу книгу «Целина». Отличная книга!» Брежнев отвечает: «Правда? Самому прочитать что ли..». К слову, во времена перестройки заговорили, что книги Леонида Брежнева на самом деле написали журналисты — «Возрождение», мол, кропал известный очеркист Анатолий Аграновский, «Малую землю» — публицист газеты «Известия» Аркадий Сахнин, а «Целину» — корреспондент газеты «Правда» Александр Мурзин.
НА ЭКСПОРТ. Нынешние политики уверяют — над работами сидят они сами в выходные и по вечерам. Правда, в издательствах неофициально говорят об обратном. «Как правило, существует цепочка заказчик-издательство-литературное агентство-писатели. Причем часто литагентство является посредником, которое и подбирает «рабов» под тот или иной проект. Иногда у издателей есть прямые контакты «рабов» или же бригадира, которому дается задание написать, а он уже ищет помощников. С ними подписывается договор, где обязательное условие — конфиденциальность», — рассказывает «Сегодня» директор одного из ведущих издательств столицы.
«Не вижу в таком труде ничего плохого, — говорит другой издатель. — К примеру, я выступаю заказчиком книги какому-то известному человеку. Я знаю, что она будет продаваться, иметь большой спрос, но сам человек очень занят и работать над книгой просто не в состоянии. Не лишать же читателей радости из-за такого пустяка! Тогда я звоню знакомому хорошему журналисту и прошу поработать со звездой, чтобы та рассказала что-то интересное из жизни, а потом журналист обрабатывает материал. Или под выдуманным псевдонимом-брендом может работать 10 сочинителей дамских романов. Можете называть это литрабством, но рабам, насколько я помню, не платили... А тут очень приличные деньги. Можешь издать роман под своим именем, получив $300, а можешь его же под брендовым, и заработать $1000».
Правда, в издательствах говорят, что литрабов, которые бы работали на украинский рынок, очень мало. Зато пишут на экспорт. «Наш рынок отличается от российского тем, что у нас нет денег. Гонорары авторам очень малы. Но я знаю, что украинцы пишут как литрабы на российских авторов. У кого есть деньги заказывать книги, так это у политиков. Им действительно нужны книги, но почему-то лидеры — Ющенко, Янукович, Тимошенко — этого не понимают. Вышла книга разве что у Виктора Андреевича, но это, скорее, сборник речей на Майдане», — сказал «Сегодня» директор издательства «Фолио» Александр Красовицкий.
Писатель Андрей Кокотюха подтверждает: «Чтобы в литературе были рабы, надо сначала, чтобы была литература. У нас просто нет пишущих авторов — издается буквально пара десятков книг в год. Зачем тут рабы?». По его словам, единственная благодатная «плантация» — политика. Его коллеги по цеху говорят, что Андрей написал несколько книжек известным людям, но он сам это отрицает. «Вышло несколько книг под моей фамилией о политиках — в частности о мэре Черновецком. Но рабом я никогда не был!».
ПИСАТЕЛИ. Среди наших политиков нелегко найти того, который еще не издал книгу — пишут Петр Симоненко, Роман Зварич, Святослав Пискун, Александр Турчинов, Владимир Горбулин, Леонид Кучма, Леонид Кравчук, Виктор Ющенко, Арсений Яценюк, Леонид Черновецкий, Александр Мороз, Дмитрий Табачник. Все утверждают, что творят сами.
Как сообщил нам член союза писателей Игорь Кручик, книгу Сергея Тигипко «Украина: проект развития», по его данным, писал бывший главный редактор одного известного издания. Тигипко это отрицает. «Я писал книгу пять месяцев сам, но консультировался с экспертами. Конечно, мне помогали — редакторы, корректоры», — говорит он.
Историк и нардеп Дмитрий Табачник говорит, что ему и в голову не могло прийти воспользоваться чьим-то трудом. «10 лет назад я возглавлял коллектив авторов. Помню, мы писали книгу о денежных знаках, за которую потом все получили премию. Единственный, кто не написал ни строчки, был Виктор Ющенко», — утверждает Табачник. Раньше он работал ночью — мог за раз написать 24 страницы. А сейчас говорит, что пишет только по выходным по 4—6 часов. «Первая книга шла тяжело — два года писал, а сейчас в год издаю 2—3 книги», — говорит он нам.
Александр Мороз тоже утверждает, что к помощи литрабов не прибегает. «Мне никто не написал ни строчки, все свои 15 книг я сотворил сам. «Историю кассетного скандала» — вообще за одну ночь, причем от руки, не привык к компьютерам», — сказал он нам.
Самая новая сфера деятельности литраба — ведение блогов за хозяина. Правда, устроиться вести блоги известных политиков или звезд не просто. Как правило, это делают сотрудник пресс-службы или сотрудники штаба кандидата. Им за труды исправно платят зарплату. По данным источников, она может составлять от тысячи долларов. Изредка нанимают писать такие блоги человека, который успешно ведет свой дневник или блог в сети. Тогда о плате договариваются отдельно, в зависимости от суммы, которую назовет блогер.
«В штабах политиков всегда настаивают на том, что, мол, в сети можно напрямую пообщаться именно с випами, но ведь все они занятые люди и не будут тратить время на ведение веб-дневника, — говорит бывший работник пресс-службы одного из нынешних кандидатов в президенты. — Я писал речи для торжеств. Политик вносил правки, подстраивал под себя, но черновую работу делал я. Так же и с блогами. Важные послания обсуждаются с политиком, а «живое общение» в блоге от имени випа обычно обеспечивает кто-то из его пиарщиков».
«Сегодня» пообщалась с киевлянкой Катериной, которая работает литрабом уже полтора года. Фотографироваться и называть свою фамилию она отказалась. По ее словам, в трудовом договоре, который она заключала, главным условием была конфиденциальность.
— Катерина, что именно вы пишете?
— Сейчас пишу русский детектив, причем за малоизвестного автора. Наверное, он — заказчик и у него много денег... Пишу не сама — нас четверо.
— А как работу делите?
— Тут нет схемы. Мы, например, поделились и прорабатываем по сюжетной линии — выписываем характер героя, его встречи, поступки. Я себе взяла главную героиню. Но некоторые коллеги рассказывали, что делятся по главам, ведь канва романа или повести ясна. Один пишет вступление, другой — финал, третий — развитие, кто-то — вообще диалоги.
— Почему работаете с Россией, в Украине что, заказов нет?
— Может и есть, но очень мало. Заказывают своим людям, рынка нет. В России же спрос на литературу типа романов и детективов огромный. Есть бренд — имя довольно известного автора. Под ним пишут. С брендом продается намного лучше, чем если бы мы подписывались своими именами.
— Какую именно часть работы выполняют «рабы»? Что делает сам автор?
— Что делает сам автор, мы не знаем. Литагент, который нанял нас, дал нам краткое содержание книги — о чем, какой сюжет, кто убийца. Буквально один абзац. А мы должны развить это все в книгу, наполнить юмором, интересными диалогами, добавить каких-то второстепенных персонажей. Работаем, как правило, все вместе — собираемся утром дома у кого-то и пишем. За месяц реально написать такую книгу.
— Сколько вы получаете за это?
— Платят 200 долларов за 40 тысяч знаков. Бывает дороже. Сколько получает литагент, не в курсе. Некоторые мои коллеги даже не всегда знают, под чьим именем потом эта книга выйдет — есть предположения, конечно, но им этого не говорят.
— Как вы нашли эту работу?
— Закончила филфак, писать хотела всегда. Но писать под своим именем пока боюсь — недостаточно опыта. Да и не факт, что напечатают. Издательствам же нужна гарантия, что этот автор будет продаваться. А кто меня, неизвестную девочку, читать будет? А так пока набиваю руку. Работу подкинул знакомый, который работает так довольно давно. Сам он нашел работу по интернету. Было объявление вроде «литературному агентству нужны люди, умеющие писать». Конечно, есть и вип-«рабы». Они пишут под заказ маститым авторам или известным людям — политикам, звездам. Там и уровень другой, и оплата — говорят, в России рабам могут заплатить и 50 тысяч долларов за небольшую книжку. Наши имена вообще нигде не упоминаются. Естественно, мы подписываем договор о неразглашении информации и об отказе от авторских прав. А в вип-случаях часто настоящий автор указан в конце книжки как редактор или корректор.
— В Украине, говорят, литературные рабы зарабатывают разве что на политиках.
— Да, зарабатывают. Я слышала, что хотел писать книгу один из кандидатов в президенты, хотела выйти на него. Но не получилось. Мне так кажется, что книги политикам пишут люди из штабов, пресс-секретари, помощники. Те, кто ближе «к телу», не подпускают больше никого. Это очень закрытая тусовка, поэтому простые украинцы могут работать разве что на Россию.
— Повлиял ли как-то кризис на рынок писателей-призраков? Возможно, заказов стало меньше?
— Скорее, конкуренция стала больше. Сокращенные журналисты и пиарщики бросились искать литературные подработки. Но и заказов стало чуть меньше.
— Сколько можете в год книг написать?
— Мне кажется, что книг 10 точно смогу. Но не пробовала. Мой личный рекорд — это участие в трех проектах за год.
В «рабовладельчестве» обвиняют практически всех писателей, которые выдают на-гора десятки книг в год: Андрея Воронина, Дарью Донцову, Татьяну Полякову, Полину Дашкову, Александру Маринину. Правда, все они отрицают, что вместо них пишут другие люди. «Как вам в голову мог прийти этот бред?!» — недоумевает Александра Маринина. В принципе, судя по количеству ее произведений, можно поверить, что Маринина — одна из немногих, кто пишет сама. Разве что подозрительны в этом смысле 1995 и 1996 годы, когда вышло аж по 6 ее произведений, однако дальше все вполне отвечает человеческим возможностям — по 1—2 детектива в год. Дарья Донцова, автор огромнейшего числа произведений, когда возникают очередные подозрения, просто демонстрирует рукописи. Но злые языки говорят, что она специально в целях конспирации сидит и переписывает часть творений. Борис Акунин также отрицает, что у него есть помощники. «Я хочу, чтобы каждая книга была лучше предыдущей. В данном случае литературные «афроамериканцы» исключаются», — поясняет он.
Зато на Западе о литературных рабах говорят открыто. В США есть даже компания Ghostwriting ink, которая объединяет писателей-призраков. Она установила минимальный размер платы за книгу — от $12 тыс., а в Канаде подобная организация оценила свои услуги в $25 тыс. Поэтому многие предпочитают заказывать труды у дешевых авторов из Индии за $3—5 тыс., ведь в этой стране многие неплохо знают английский.
Услугами «призраков» не гнушаются даже американские президенты — две книги Джона Кеннеди были написаны его помощником Тедом Соренесеном.
Не гнушались использовать рабский труд и самые знаменитые писатели. Один из самых «плодовитых» писателей мира — Александр Дюма-отец (написал около 500 томов произведений) также пользовался услугами помощников. Правда, в то время это не считалось зазорным. Известный роман «Три мушкетера» вначале написал парижский учитель истории Огюст Маке. Он показал его в то время уже известному писателю Дюма, и тот взялся переписывать книгу начисто. Он добавил несколько второстепенных сюжетных линий, новые детали и переписал диалоги. С тех пор Маке стал постоянным помощником Дюма — как историк он проверял все исторические факты, писал черновики. Кроме него, над книгами Дюма трудилось еще несколько помощников.
Заказчик платит за книгу до $50 тысяч, но конкретные исполнители получают в 25 раз меньше
Издательство. Получает от заказчика $10—50 тысяч, в зависимости от жанра произведения и его объема.
Литературное агентство. Получает от издательства $5—25 тыс. Их задача сформировать команду райтеров, которые будут писать книгу, заключить с ними договор и контролировать исполнение. Именно агентство решает, сколько человек должны работать над книгой.
Бригадир. Главный райтер. Его гонорар составляет около $300 за 40 тысяч знаков (есть не всегда).
Литрабы. Рядовые исполнители заказа. Их гонорар составляет $50—200 за 40 тысяч знаков (авторский лист). Все зависит от количества райтеров, объемов и сроков работ. В среднем за книгу можно получить $2—3 тыс.
Договаривается со «звездой» или раскрученным автором о написании канвы будущего произведения или предоставляет подготовленные «рабами» наброски и о гонораре ($7—25 тыс. в зависимости от популярности имени автора в стране, плюс роялти от будущих продаж)
Литрабы. Обычно у издательства есть список авторов-«призраков», с которыми оно работает. Гонорар — $50—200 за 40 тысяч знаков (авторский лист). За книгу можно получить $2—3 тыс.
Источник данных: опрос издательств и литрабов
Светлана Тучинская, Александр Чаленко
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.