Не имея собственной сырьевой базы ни по углю, ни по железорудному сырью (ЖРС), самое мягкое определение, которым можно сегодня удостоить ИСД – это «хромая утка».
Государственные деньги – единственное, что пока держит контору Гайдука-Таруты на плаву. О неплохих заработках ИСД на новом украинском фетише (Евро-2012) недавно писала «Украинская правда» (http://www.pravda.com.ua/news/2009/5/14/94667.htm). По ее данным, некое мариупольской ООО «Азовинтекс» без шума и пыли (т.е. тендера) получило господряд на реконструкцию Львовского аэропорта на 900 млн. гривен. В ходе небольшой бучи, поднятой журналистами «Украинской правды», выяснилось, что эта же контора занята строительством нового футбольного стадиона во Львове, а заодно еще и реконструирует киевский НСК «Олимпийский» в качестве субподрядчика.
Несложно прикинуть, что общий «заработок» ООО на трех высветившихся объектах составит 2-3 млрд. грн. Сколько еще таких «объектов» получил «Азовинтекс» от правительства Тимошенко, остается только догадываться.
Зато не вызывает сомнений «секрет успеха» «Азовинтекса» - на эту контору записано 49,99% уставного фонда корпорации «Индустриальный Союз Донбасса». В капитале ИСД она представляет долю Сергея Таруты. Возглавляет «Азовинтекс» его родной брат Александр.
Впрочем, донецким предпринимателям нет необходимости спасать честно украденными на господрядах деньгами свой основной – металлургический бизнес. Тот, который хромает на обе ноги.
Для этого у ИСД есть НАК «Нефтегаз Украины» с целой пачкой откомандированных в эту «прозрачную» компанию наемных менеджеров – Олегом Дубиной, Владимиром Триколичем, Виталием Гнатущенко, Олегом Бугаевым и другими деятелями помельче.
Благодаря полному контролю на «Нефтегазом», исдешники с успехом компенсируют дороговизну угля и ЖРС дармовым газом. На сегодняшний день, 3 основных предприятия ИСД – Алчевский меткомбинат, Алчевский коксохим и Днепродзержинский меткомбинат задолжали НАК «Нефтегаз» 396 млн. грн. Причем последний раз эти предприятия удосужились перечислить за газ хоть какие-то деньги еще в феврале.
И это притом, что «Нефтегаз» обязан поставлять газ промышленности только на условиях полной предоплаты! Но для ИСД при Тимошенко, как выясняется, закон не писан. Дубина и компания спокойно выделяют заводам своих хозяев газовые лимиты и поставляют газ, несмотря на трехмесячную просрочку.
А чтобы закрыть дыру в финансах НАКа, газовые менеджеры Гайдука и Таруты без тени стеснения берут очередной кредит в «Ощадбанке» на 1,5 миллиарда грн в канун майских праздников. И на всю страну рапортуют о своевременной оплате поставок «Газпрому».
Кстати сказать, общий долг промышленности «Нефтегазу» за 4 месяца 2009 года составил 1 651 миллион грн. Если бы его не было, «Нефтегазу» не только не надо было бы брать очередной полуторамиллиардный кредит в «Ощадбанке», но еще бы и 150 миллионов на налоги осталось бы. Но газовых менеджеров ИСД это не волнует. Несмотря на то, что закон запрещает отпускать газ промышленности без предоплаты.
Перечень других «сирот», наряду с ИСД недоплативших НАКу 1,65 миллиарда, нам неизвестен. Но грех сомневаться, что он сформирован заботливыми руками зампредправления НАКа Владимира Триколича. И вошли в него либо смежники ИСД (чтобы им не платить), либо те, кто занесли соответствующие откаты. Которыми Триколич, по примеру очаковского раввина, наверняка поделился и с Дубиной, и с Гайдуком.
Желающим более подробно ознакомиться с деятельностью Владимира Триколича, рекомендуем прочитать расследование коллег с сайта ОРД http://ord-ua.com/2009/03/11/bolshoj-kush-i-vladimir-trikolich/. Как следует из материала, под чутким руководством Владимира Триколича (который непосредственно курирует внутренний рынок газа в «Нефтегазе Украины»), создана целая сеть посреднических фирм, которые мошенническим путем зарабатывают на государственном энергоресурсе.
Схема проста до банальности: под предлогом наличия задолженности «Нефтегаз» отказывался продавать газ облгазам. А те, в свою очередь, ссылаясь на отсутствие газа, рекомендуют потребителям закупить газ у коммерческих трейдеров, которые принадлежат ближайшему окружению Триколича – ЗАО «Стоик и Ко», ООО «Конекс-газ», «Луксор», «Укрзакордоннафтогазрозвідка», «Компания Юник-Ком», «Укрнадроресурс», «Тандем плюс», «Газпостач», «Фирма ТДК», «Ника-Газ», «Компания Энерготрейд» и т.д.
Таким образом, на государственном газе получается вполне ощутимая маржа, порой доходящая до 700 грн на тысячу кубометров, а иногда и более. По подсчетам еженедельника «Зеркало недели», теневые доходы от этой схемы за 2008 год составили порядка 120-150 млн. грн. (http://www.zn.ua/2000/2229/65789/).
Естественно, подобные аферы Триколич не смог бы крутить без ведома Олега Дубины – донесли бы сразу. А тот, в свою очередь, вряд ли отважился бы воровать такие суммы, не делясь с Гайдуком, Турчиновым и Тимошенко. По той же самой причине.
Еще более наглый дерибан идет в ДК «Укртрансгаз». Несмотря на миллиардные (в гривнах) суммы, которые ежегодно выделяются на ремонт украинской газотранспортной системы, ее техническое состояние год от года как-то никак не улучшается. Дошло уже до того, что первые лица государства вынуждены с протянутой рукой ездить и просить денег у Евросоюза. Что, кстати, преподносится как наша большая победа над Россией.
Причина этого проста до банальности. Откаты при нынешнем руководстве «Нефтегаза» (которые курирует лично зампред НАКа по МТР Виталий Гнатущенко) доходят уже до 70-80% - об этом еще год назад писал сайт From-ua (http://www.from-ua.com/eco/552735db23137.html). Олег Дубина непосредственно курирует откатные схемы в «Укртрансгазе» через Гнатущенко. Одна из схем откатного бизнеса детально прописана в письма отставного сотрудника департамента материально-технического обеспечения «Укртрансгаза» Анатолия Алексеенко (http://compromat.ru/page_23108.htm).
Даже поверхностный подсчет всего вышеперечисленного не оставляет сомнений – воровство государственных денег в «Нефтегазе» достигло миллиардов грн. И ворует их Дубина не для себя (хотя и себя, конечно, тоже не забывает), а для Тимошенко, Турчинова и их главного советника и спонсора Гайдука.
Реакции государства – ноль, хотя много расписано-переписано и в интернет, и в газетах, и в депутатских запросах. СБУ давно «в доле» (черным по белому написано в открытом письме Алексеенко), а МВД, Прокуратура и КРУ Сивульского молчат в тряпочку – знают кому Дубина деньги носит.
В целом все всех устраивает. Психологический дискомфорт испытывает разве что сам Дубина, который уже 4 месяца прячется на больничном – типа, я здесь на при чем, это все подчиненные намутили. Поговаривают, что тревожный чемодан Дубина давно собрал, да и чартер в Борисполе дежурит чуть ли не круглосуточно, под обещанный Турчиновым «зеленый коридор» на выезд.
Вот только с «зеленым коридором» может не сложиться – слишком много на Дубину наши доблестные органы уже напротоколировали – по доброй традиции готовятся встать под знамена победителей при очередной смене власти. А «вешать» на кого-то все безобразия придется – слишком много в «Нефтегазе» наворовано, и, главное, слишком грубо.
Сам Олег Викторович уже давно убрался бы подобру-поздорову, но поговаривают, что «добро» на выезд начальники не дают. Поработай, говорят, еще немного – тебе, мол, все равно терять уже нечего. А будешь дергаться – откроем пару вонючих уголовных дел, спишем все на твою, мол, близость к Ющенко и Балоге – ты ведь к ним бегал – и так и «разрулим». Тебя на нары, а мы – все в белом.
Сам Дубина, по слухам, приготовил запасную схему отъезда в Россию на машине. Убежище обещал обеспечить Игорь Бакай, точно знающий, кому и сколько нужно занести для ускорения процедуры оформления гражданства. В Москве вроде тоже все не против – чего ж, мол, не приютить человека, подписавшего контракт на покупку газа по самой высокой цене в Европе - 450 долларов.
Бегство Дубины должно произойти (если уже не произошло) на этой неделе. 21 мая истекает 4 месяца, как предправления НАК слег на больничный и теперь (по нормам КЗОТ) он должен либо выйти на работу, либо написать заявление. Но последний вариант, как мы знаем, ему настойчиво не рекомендуют.
Какие инстинкты возобладают у Дубины – самосохранения или жадности – узнаем через несколько дней.
Леонард Глузов