Удивительное дело – на дворе блистательная юбилейная дата, а виновники торжества, похоже, не торопятся выставляться. Все-таки пять лет, можно ведь опрокинуть рюмашку-другую в теплой компании.
Удивительное дело – на дворе блистательная юбилейная дата, а виновники торжества, похоже, не торопятся выставляться. Все-таки пять лет, можно ведь опрокинуть рюмашку-другую в теплой компании.
У помаранчевых вождей очень своеобразная память, невероятно куцый оселедец. Они знают поминутно все, что происходило три тысячи лет назад. Такое впечатление, будто вчера прискакали с трипольского гульбища, но свои обещания на революционном майдане – как оглоблей из головы вышибло. Если кто запамятовал, будьте любезны, охотно напомню. Ровно пять лет назад, со всех концов Украины съехались на Майдан Незалежности люди, неравнодушные к салу. Съехались не просто так, но чтобы дружно покричать: «Нас багато, нас не подолаты!». Тем временем, на большой сцене симпатичные ребята застенчиво мурлыкали собственную песню: «Мы богаты, нас не подолаты!». Народу собралось так много, все происходило настолько шумно, что не каждый расслышал разногласие в текстовке.
Между тем, я до сих пор не возьму в толк – кого опасались съехавшиеся люди? Кто собирался их «подолаты»? В любом исследовании всегда важно с первых шагов назвать вещи своими именами, чтобы не путаться в собственных вымыслах. Применительно к «оранжевой революции», надо отметить, что пять лет назад на киевский Майдан съехались люди, в подавляющем большинстве, из дотационных регионов. Фактически те, которые сидят у государства на шее, попросту говоря – нахлебники. Так вот, эти съехавшиеся в Киев нахлебники очень сильно обиделись то ли на качество, то ли на количество халявного сала. Они принялись с завидным энтузиазмом обвинять в бандитизме людей, которые тяжелейшим трудом, собственно говоря, и добывают это сало. Мне могут возразить, дескать, им негде было работать, у них не было рабочих мест. Но ведь и после Майдана никто не кинулся создавать рабочие места. Заробитчане шустренько разбежались по Европам добывать валюту, а своих стариков и детей повесили на шею тем же самым «бандитам». Я специально наводил исторические справки. В Интернете обнаружил сведения о «бунте рабов», о «бунте сапожников», много было в жизни человечества различных бунтов. Но вот «бунт нахлебников» - это эксклюзивная украинская заморочка.
Многие украинцы весьма своеобразно понимают для себя, что такое патриотизм. В традиционном толковании он понимается как готовность человека приносить максимальную пользу своему Отечеству, и, прежде всего, добросовестно трудиться на благо общества. В украинской интерпретации степень патриотизма определяется готовностью говорить гадости про москалей и распространять бредни про свою национальную исключительность. Разумеется, нет ничего плохого в том, когда люди гордятся своей национальной принадлежностью, своей национальной культурой. Но при этом неплохо иметь в своем активе великих шопенов и коперников, чтобы самолюбование не ограничивалось только демонстрацией вышиванок и умением трескать сало. Можно, конечно, обманывать себя и выдавать шевченковский лубок за шедевры мировой живописи. Можно Поплавского величать удачным клоном Энрико Карузо, но ума-то от этого ни у кого не прибавится.
Мне всегда кажется, что украинскому народу и, прежде всего, его интеллигенции, давно пора серьезно задуматься, почему так случилось, что в самом центре Европы проживает многомиллионный народ, фактически никогда не имея своей полноценной государственности. При этом желательно рассуждать не в том смысле, какие сволочи москали и ляхи, но какие оригинальные люди сами украинцы. Ведь многие, значительно более малочисленные, народные группы в окружении тех же москалей и ляхов, давно приобрели, отстояли и сохранили свою государственную независимость. Украинцы – это наиболее молодая в Европе, абсолютно не реализованная нация. Молодость – не самое плохое достояние. Ее не следует скрывать, и незачем стесняться. Но и не следует надувать щеки, изображая из себя все познавшего мудреца.
Единственный серьезный итог «оранжевой революции» заключается в том, что украинский народ продемонстрировал свое желание, свою готовность бороться за полноценную государственность. Однако, отсутствие всамделишных национальных лидеров, способных обеспечить интеллектуальное сопровождение этих процессов, фактически дискредитировало широкое народное выступление.
Колоссальной проблемой для Украины остается дефицит государственной традиции и, как следствие, отсутствие отстоявшихся интеллектуальных критериев ее независимости, с соответствующей этим критериям державной идеологией. Страна крайне нуждается в лидере, способном вступить со своим народом в серьезнейший, очень нелицеприятный диалог. Необходимо жестко встряхнуть нацию, критически посмотреть на себя со стороны, и, засучив рукава да стиснув зубы, приниматься выстраивать великую страну. К огромному сожалению, предстоящие президентские выборы не сулят украинскому народу в этом направлении никаких перспектив. Но время работает против страны, есть очевидная опасность, что судьбу украинского народа очередной раз решат за его спиной.
Лично я, между тем, начинаю наводить мосты с Зурабом Церетели. Сердцем чую, Ющенко таки упрет с собой в Америку бабку Параску. Пущай великий скульптор ваяет мне в огороде бабусю. Скучно ведь жить без нее.
Борис Дмитриев
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.