А это, знаете ли, не та тема, в которой допустима амбивалентность, черт бы ее подрал. Памятники – не предмет исторического анализа, это прежде всего выражение конкретных ценностных позиций, стандартов. И в случае памятников по поводу Великой отечественной ценностные позиции, увековеченные памятниками советским солдатам, монументами Вечного огня или Родины-матери, абсолютно несовместимы с позициями, «увековеченными» бюстами Бандеры и статуями Шухевича. Равно как и с признанием последнего героем Украины. Если говорить языком примеров, то, положив один раз цветок к памятнику Бандере, человек лишается права возлагать цветы советским памятникам. Конечно, мы уже давно сомневаемся в том, что Ющенко – человек, но тем не менее: нечего ему делать на могиле Неизвестного солдата. Пусть найдет цветам лучшее применение.
Потому, что цветы от героизатора Шухевича – это не что иное, как оскорбление памяти погибших красноармейцев. И оскорбление тех, кто считает красноармейцев героями, а шухевичей… не считает. Не хватало еще, например, чтобы какой-нибудь Левко Лукьяненко нас поздравил…
Лучше б Ющенко отреагировал, по совету Тигипко, на открытие в Молдавии мемориала погибшим там румынским оккупантам (именно мемориала – помпезность плюс соответствующая героизация). Учитывая, что румыны украинскому народу в Великую отечественную принесли не меньше вреда, чем немцы, стоило бы отреагировать. Из всех официальных гитлеровских союзников румыны были едва ли не наибольшими мерзавцами. Даже с венграми, даже с хорватами их нельзя было сравнить. Немцы даже были вынуждены вмешиваться, запрещая румынам «резвиться» в свое удовольствие.
Объяснялось все просто: румыны считали себя главной восточноевропейской нацией; задолго до вхождения в союз с Гитлером румынские «интеллектуалы» типа Элиаде или Чорана обосновывали необходимость немедленного уничтожения «оккупантов исконных румынских территорий» (ничего не напоминает?); по уровню антисемитизма Румыния долгое время опережала другие европейские страны; украинцев при этом они просто не считали заслуживающими внимания. Добравшись до Бессарабии и Одессы, румыны пошли в такой «отрыв», что даже описывать это не хочется. И если новой молдавской «демократической» власти на это наплевать (надо полагать, в силу «демократичности»), то Украине как государству плевать не должно, нас это касается не в меньшей степени.
Но, конечно, ожидать от Ющенко подобных шагов не приходится, у него другие любимые авторы и герои. Поэтому и речь только о том, что нечего лезть к нашим памятникам. Ющенковские придворные историки любят рассказывать о «разных версиях истории» (не понимаю, что это значит, но раз уж говорят…) – вот пусть со своей версией и работает. Пускай в едином порыве с ветеранами УПА требует запретить карты с изображением уповских «героев». Или, наоборот, пусть сядет под мемориальной доской Шептицкому и сыграет этими картами в дурачка сам с собой. А потом издаст указ о размещении тех же портретов на презервативах – для патриотизации всех сфер жизни настоящих украинцев.
А к памятникам нашим нечего лезть своими президентскими конечностями. И поздравлять нас – не надо.
Артем Литовченко