Типичная для последнего времени ситуация. Фильмы, дублированные на мову, рекламируются на русском, и этим простым наивным ходом прокатчики пытаются завлечь в кинотеатры легковерных зрителей. Но почему же так безграмотно?
Ответ, в принципе, давно ясен. Рынок труда, по мере ухода на пенсию специалистов, учившихся в школах и вузах советской империи, заполняется младым поколением невежд, не знающих толком ни родного русского, ни навязываемого украинского. Шизофреническая языковая ситуация на юго-востоке, да чего там скрывать, и в Киеве, привела к тому, что новое поколение ни говорить, ни писать грамотно не может ни на русском, ни на украинском. И что с него спросить? Да это в нынешней парадигме и неважно. Главное, чтобы оно, это поколение, выбирало пепси и вышиванки.
Правда, министерство образования во главе с пламенным украинизатором Вакарчуком, чье имя, несомненно войдет в анналы становления дикой украинской незалежности от мозгов, по-отечески заботится о том, чтобы опекаемый им народ языки типа знал. Для этого Минобраз неустанно продуцирует все новые и новые учебники, от которых не успевают отмахиваться школьные учителя. Не так давно все прогрессивное человечество было потрясено вольным пересказом классической сказки Шарля Перро «Красная шапочка», который в учебнике УКРАИНСКОЙ литературы (рупь за сто - нашли у француза трипольские корни) для 8-го класса был рекомендован к изучению ни в чем не повинными украинскими школьниками. Напомню, милая девочка предстала перед учащимися разухабистой хабалкой-бухалкой с наружностью и повадками дешевой шалавы, волк - придурковатым трусом, охотник - трусливым придурком. Не говоря уже об ограбленной и униженной внучкой бабушке. Жаргон, на котором говорит малышка в сказке из учебника, заставляет нервно краснеть бывалого зэка.
Родители спрашивали учителей - что, мол, такое забористое курили в Министерстве образования, что рекомендовали учебник для школ? А кое-кто даже радостно потирал руки, предвкушая, с каким вселенским треском вылетит из ведомства его специфический глава. Да куда там! Пидлэгли министра объяснили ошарашенной публике, что сказка прошла экспертизу, является сатирой и успешно борется с геббельсовской пропагандой империалистической России. И скорые не выехали из гаражей, и в аптеках не уменьшился запас аминазина... Вакарчук продолжил сеять разумное доброе, вечное. И, по чести сказать, не пощадил даже родную любимую мову, хотя и тренировался на произведении чуждого нам француза. И вот, не успели мы слегка оклематься от нового прочтения старой французской сказки, как просвещенья дух приготовил нам новые чудные подарки.
Размявшись на своих, чтоб чужие боялись, украинские ученые-филологи взялись за русский. И вот уже граду и миру представлен новейший учебник русского языка для школ с русским языком обучения, составленный украинскими новаторами. Это не просто какое-то пэрэсичное пособие, это победитель Всеукраинского конкурса на лучший учебник, рекомендованный в этом статусе общеобразовательным школам. Нужно назвать авторов, ибо народ должен знать своих героев. Екатерина Быкова, Людмила Давидюк и Валентина Стативка создали произведение, которое легко затыкает за пояс упомянутый учебник украинской литературы.
Авторы с подкупающей прямотой обещают школьникам открыть огромный мир русского языка и культуры. И обещание свое выполняют - так, как они, женщины и ученые, видят этот мир культуры-мультуры. По-своему, ярко, красочно, провокативно и со всем бескомпромиссным кретинизмом. Издание полно под завязку самыми отвратительными жаргонизмами из лексикона воров-рецидивистов и других ярких представителей криминального мира. Восьмиклассники узнают на уроках русского языка, кто такие паханы, сявки, шестерки и прочие достойные люди. Не обошли авторы своим вниманием молодежный приблатненный жаргон и, что особенно трогательно, необыкновенно актуальное сегодня арго офеней - мелких торговцев в дореволюционной России. Авторы любовно разбирают особенности общения коробейников между собой и предлагают школьникам на уроках русского языка озаботиться синтаксическим разбором этого доробка.
От лица коллектива соавторов свой труд обычно защищает г-жа Давидюк, искренне уверенная, что тетки создали креативный современный учебник европейского уровня, лишенный морализаторства и скуки. И в этом их горячо поддерживает министерство образования Украины во главе, напомню, с Иваном Вакарчуком. Рядом с ним можно поставить только деятелей из комиссии по нравственности, которая плевать хотели на рутину в виде изучения преступных учебников. У них другие объекты вожделения.
Но все это было бы лишь привычным проявлением идиотизма нашего существования, к которому мы, увы, привыкли и почти не сопротивляемся. Если бы не совершенно иезуитское решение того же Минобраза, направившего новые учебники, в первую очередь, куда бы вы думали? Ну, конечно, в Крым! Именно туда адресуют свои самые провокационные затеи глашатаи единства Украины, воспитания народа в духе соборности и дружбы. И в этот раз крымские школьники первыми смогли насладиться новым учебником. Вся рагульская подлость, авторы которой, видимо, уверены, что тонкости их замысла никто не расщелкает, заключается в том, чтобы унизить русский именно там, где он наиболее распространен, где он является родным едва ли не для каждого жителя - на Крымском полуострове. За подобный сепаратизм, а это ни что иное, как именно попытки разжечь в людях ненависть к Украине, власть которой унижает презираемых ею крымчан, Вакарчука сотоварищи надо бы судить по всей строгости соответствующего закона. Удивления и возмущения тех, кто, приехав в Крым, видит везде российские триколоры и слышит пренебрежительные слова о собственной Родине, должны быть признаны лицемерием и фарисейством. Ибо невозможно унизить человека сильнее, чем оскорбив его мать, его семью, его родной язык. Так чем же вам не нравится симметричный ответ? Или, пользуясь жаргоном, - ответка?
В 2004-ом году пресловутая украинская интеллигенция, то и дело пишущая малявы в виде открытых писем, обратилась к гражданам страны с призывом поддержать Ющенко на выборах. Именно в том письме русский был назван языком блатняка и попсы, зомби и братвы, а требование явного большинство граждан придать ему статус государственного брезгливо обозвано абсурдным. Часть подписантов одновременно с созданием этого исторического вопля спокойно косила бабло и славу в России, участвуя в издании русскоязычного сборника украинских писателей. В 2009-ом та же интеллигенция, прастигоспади, подписывает письма в поддержку уже другого кандидата, но язык вражды использует еще более явно.
В 2005-ом и далее со всеми остановками русский последовательно запрещался в университетах («прыпыныть розмовляты циею собачою мовою!»), на телевидении и в кинотеатрах. Наконец, его запретили в школьных коридорах, столовках и туалетах. Убогие оправдания в собачий голос так и не смогли затереть первоначальный смысл соответствующего Постановления Кабмина, которое, конечно же, и принято было никак не в практическом смысле, а лишь для очередного пинка русскоязычным и сигнала «свой-чужой» радикальным националистам. И запорожский апофигей в виде занавешивания тряпками и целлофаном русскоязычных вывесок и афиш в угоду хромой утке Ющенко. Такой юмористический штришок.
Когда в стране начинаются выборы, профессиональные патриоты Украины, не позволяющие аматорам и дилетантам просто любить свою Родину кто как умеет, монополизировавшие это право со всей возможной агрессией, начинают брезгливо ныть - вот, мол, снова будут СПЕКУЛИРОВАТЬ на теме русского языка. Им же сказали, что с русским языком все в полном порядке, вот и российские заробитчане на телеканалах это охотно подтверждают, так зачем снова и снова муссировать эту тему?
Вот представьте - вы идете к врачу и жалуетесь, что у вас болит нога. А он вам - экая вы скотина, больной. Я тысячу раз объяснил вам, что у вас ничего не болит, что вы вполне можете передвигаться на карачках, ползком и перекатом, что сидеть лучше, чем стоять, что ноги - вообще только декорация, а главное - голова и язык (украинский), а вы снова и снова канючите - болит нога. Забудьте и научитесь, наконец, ходить на руках.
Слава Богу, до такого лечения не дошло пока даже наше уникальное здравоохранение. Странно, да?
Елена Привен специально для «Полемики»