Стереотипы почему-то считаются украинскими. Но только вредят нам, позволяя власти нас дурачить.
Стереотипы почему-то считаются украинскими. Но только вредят нам, позволяя власти нас дурачить.
В буквальном переводе с древнегреческого «миф» — это сказание. Украинский словарь иностранных слов дает ему два объяснения — легенда и вымысел («вигадка»). Миф всегда несет и правду, и наслоившиеся на нее «побрехеньки». Есть люди, утверждающие, что исторические мифы полезны для национального сознания. Они якобы поднимают дух простого неграмотного народа. Но проблема в том, что дух, «поднятый» очередным мифом, быстро сдувается, столкнувшись с реальностью.
Так на наших глазах рухнул миф об «оранжевой революции» и ее мудрых вождях, стоило только им прийти к власти и передраться между собой, ввергнув Украину в бесконечный кризис. Последний гвоздь в эту легенду вколотил на днях во Франкфурте министр внутренних дел Луценко, ввязавшись, скажем мягко, в конфликт с немецкой полицией. Причем мимоходом ему удалось прикончить еще один миф — о европейском выборе Украины и перспективах ее членства в Евросоюзе. «Если у них министры полиции такие, — подумали в Европе, — то какие же тогда преступники? Не надо нам майданов на улицах Парижа и Берлина!» Мы же попытаемся разобраться хотя бы с некоторыми самыми распространенными мифами, которые мешают нашей стране расти.
Словосочетание «Трипольская культура» не означает, что ее территорию населяли культурные люди. Археологи употребляют этот термин, чтобы обозначить набор материальных памятников, оставшихся от древних примитивных обществ. К примеру, до мифических трипольцев на землях Украины жили племена буго-днестровской, днепро-донецкой и крымской культур. А также представители культуры «ямково-гребешковой керамики».
Среди них тоже можно поискать, при желании, предков нынешних украинцев. Например, среди буго-днестровцев — истоки западенцев. А среди днепро-донецких — схидняков. А «ямково-гребешковцы», наверное, были духовными предками Юлии Тимошенко — их поселения располагались вдоль Днепра, примерно от нынешнего Днепропетровска до Киева. Недаром Юлию Владимировну тоже так потянуло на киевские холмы. Это все «гребешковцы» в глубинной исторической памяти играют!
Что же касается трипольцев, то мы даже не знаем, как они себя сами называли. Зато знаем другое: истоки их на территории нынешней Румынии. Оттуда вместе со своими расписными горшками эти пришельцы явились на территорию Украины и устроили тут экологическую катастрофу. Трипольцы были очень жадные и бесхозяйственные. Маленькие, носатые, они принесли сюда варварскую систему землепользования, которая чуть не уничтожила наш чернозем. Селились большими «колхозами», строя жилища в круг, распахивали близлежащие угодья, ели приготовленную из злаков кашу и плодились, плодились... А что им еще было делать в IV—III тысячелетиях до нашей эры? Телевизора нет, театра нет, парламента, чтобы блокировать трибуну, тоже нет. Даже в футбол играть не умели.
Но злоба на окружающую действительность трипольцев уже распирала. Загадив все вокруг своих поселений так, что жить дальше на старом месте было уже физически невозможно, они сжигали примерно раз в шестьдесят лет свои «агрофирмы» и двигались дальше, чтобы гадить на новом месте.
В конце концов Господу это надоело, и он заменил их племенами «ямной культуры» — явившимися на лошадях из-за Днепра высокими северными европеоидами с каменными топорами за поясом. Как считают специалисты, это были арийцы или, как их еще называют, индоевропейцы. Эти пришельцы и дали начало большинству нынешних европейских народов.
А от трипольцев ничего не осталось, кроме расписных горшков. Но для цивилизации этого явно мало. Поезжайте в Рим — императоры спились, империя развалилась, рабы разбежались. Но вот вам форум, вот Колизей, вот древнеримский водопровод — до сих пор действует! Цивилизация — это город, письменность и, извините, канализация. А у трипольцев ни того, ни другого, ни третьего не было.
Миф о них вреден и унизителен для всякого настоящего патриота Украины, потому что выводит наши корни из какого-то проторумынского села. Если он что-то и оправдывает, так это территориальные претензии Бухареста к нашей стране.
Это раннесредневековое государство зародилось за две тысячи километров от современного Киева — под нынешним Петербургом, где, естественно, в те времена еще никакого Петербурга не было, а жили славянские и финские племена. На поезде туда из Киева нужно ехать даже сегодня 25 часов — чуть больше суток! Первой столицей Киевской Руси была Ладога. Второй — Новгород. И только третьей — Киев, после того, как новгородский князь Олег (по происхождению он был скандинавом, а имя его в оригинале звучало как Хельги) вместе со своей дружиной захватил в начале IX века Киев, который контролировали хазары.
Олег сделал то же самое, что и Петр I: перенес столицу на новое место, находившееся на самой границе страны. Скорее всего, им двигали экономические соображения. Как Петр на Западную Европу, так Олег ориентировался на Константинополь, центр тогдашней мировой экономики. Владея Киевом, русский князь полностью контролировал путь «из варяг в греки».
Войско Олега не имело отношения ни к украинцам, ни к гипотетическим «древним украинцам». Как свидетельствует «Повесть временных лет», его составляли «варяги, чудь, словены, меря, весь и кривичи». Варяги — это викинги, норманны. Словены — новгородцы. Кривичи жили в районе Смоленска. А чудь, меря и весь — финские племена. Таким образом, Киев завоевал варяжский князь во главе объединенной славянско-финско-норманской армии, командирами в которой были викинги — такие же, как и сам Олег.
Никто не называл в те времена Русь «киевской». Этот книжный термин пустил в широкий оборот только в начале XIX века Николай Карамзин, чтобы отличить от более позднего периода Московской Руси. Само слово «Русь» тоже зародилось в районе Балтийского моря. Это ославяненное финское слово «руотси». Так чудь, меря и весь называли варягов, которые в основном состояли из шведов. До сих пор финны называют Швецию именно «Руотси», а Россию и Русь — «Веная». Если не верите, откройте любой русско- или украинско-финский словарь. «Веная» — это финский вариант слова «венеды» или «венды». Так соседи в те времена называли славян.
Большая часть территории бывшей Киевской Руси сейчас находится в России и Беларуси. А Украине досталась только примерно четверть ее — на самом юге, но с Киевом.
Легче всего опровергнуть именно этот миф. В 1169 году, когда сын киевского князя Юрия Долгорукого и внук Владимира Мономаха Андрей Боголюбский взял Киев (но не разрушил, а только ограбил его), еще не было никаких москалей! Сама же Москва только-только отметилась на страницах летописи как крошечный городок.
Андрей Боголюбский пришел в Киев не один. Кроме своих суздальцев, он привел сюда союзников — дружины смоленского и черниговского князей, а также половцев. Во взятии Киева участвовал даже новгород-северский князь Игорь, будущий герой знаменитого «Слова о полку Игореве». Так при чем тут москали?
Москали Киев не разрушили, а отстроили в XVII—XIX веках. После монголо-татарского нашествия в 1240 году он стоял в руинах до самого Богдана Хмельницкого. Почти все киевляне погибли. Запустел весь верхний город: от нынешней Андреевской церкви до Золотых ворот. Жизнь теплилась только на Подоле, а население с 50 тысяч в XIII веке сократилось до восьми тысяч в XVII столетии. Когда гетман Богдан принял русское подданство, Киев занял московский гарнизон. С двух слобод — Рейтарской и Стрелецкой — началось возрождение столицы древней Руси. До сих пор неподалеку от Золотых ворот есть улицы Рейтарская и Стрелецкая. А восстановил Киев по-настоящему Николай I. Именно при нем были построены Арсенал, Университет и первый мост через Днепр, а Крещатик из канавы превратился в улицу.
Читая псевдопатриотические сочинения, можно узнать, что в XVII веке наши предки были якобы поголовно грамотными, а культура Гетманщины отличалась необыкновенной высотой. Но вот что думали о землях нынешней Украины европейцы.
Венецианский посол к Богдану Хмельницкому Альберто Вимина писал в 1650 году: «У козаков нет другой письменности, кроме народной русинской, но лишь немногие ею занимаются». Пастор из Словакии Даниель Крман, побывавший в Украине с армией Карла XII, заметил в записках, что «у всех русинских священников наблюдал я грубую неотесанность». А также, что «некоторые священники не умеют читать даже по-своему». Духовенство в Европе было самой образованной прослойкой общества. Поэтому неграмотность наших попов западных людей искренне изумляла. Да, что говорить о попах! Большинство полковников Хмельницкого не умело подписать имени! В официальных документах факсимиле за них подмахивали полковые писаря. В общем, «освіта» аж зашкаливала.
Еще одна выдумка! Запорожские казаки не могли сражаться за независимость Украины по двум причинам. Во-первых, они не были украинцами. Во-вторых, еще недозрели до идеи государственной независимости. Гетман Богдан Хмельницкий всегда называл себя по национальности не украинцем (такого слова просто еще не существовало), а русином. В 1654 году в Переяславе он из польского подданства вместе с Войском Запорожским, которое возглавлял, перешел в русское подданство.
Через несколько лет после смерти Богдана гетман Иван Выговский попытался пересмотреть это решение. Но тоже не в пользу независимости. В 1658 году он заключил в Гадяче договор с поляками, по которому подконтрольная гетману территория включалась в состав Польши под именем автономного княжества «Руського». Почему не украинского? Потому, что Украиной во времена Хмельницкого и Выговского называлась не вся наша страна, а только юг Киевщины, Каневщина и Черкасчина — пограничье («окраина») рядом с владениями крымских татар. Ни Волынь, ни Галичина, ни Подолье Украиной тогда никто не называл.
В 1708 году Иван Мазепа, изменив Петру Первому, делал это тоже не в пользу независимости. По секретному договору между ним, поляками и шведами Малороссия должна была вернуться на правах автономии к Польше. Но наши предки уже имели автономию в России и за ненавистным гетманом не пошли.
Эту выдумку пустил в оборот Михаил Грушевский в конце XIX века, когда Галичина принадлежала Австро-Венгрии. Пьемонт — это независимая страна на территории Италии. В середине XIX века ее король Виктор-Эммануил силой оружия отобрал у Австрии Венецию, у папы — область Рима, а у неаполитанского правителя, носившего титул «короля обеих Сицилий», — весь юг Италии. Виктор-Эммануил — сегодня национальный итальянский герой. Конные памятники стоят ему везде от Венеции до Рима. Но когда он завершил объединение страны, его министр граф Кавур произнес историческую фразу: «Италия у нас есть, но теперь нужно создать итальянцев».
Понятное дело, что Галичина времен Грушевского ничуть не напоминала Пьемонт. Она сама находилась в подчинении у Австрии и присоединить к себе никого не могла, так как местная власть в ней принадлежала полякам. Даже большинство жителей Львова составляли именно они.
Грушевский кинул пустопорожнюю звонкую фразу. Но история пошла совсем другим путем. Не Галичина присоединила к себе Украину, а «совітський тиран» Сталин присоединил к Украине Галичину, изгнав из нее большинство поляков.
В этом мифе мы сегодня живем. У нас есть флаг, гимн, президент, у президента — почетный караул — все внешние атрибуты независимого государства. Но главные политические решения все равно принимаются не в Киеве, а за его пределами. Ющенко впервые стал премьер-министром после поездки Леонида Кучмы в Вашингтон. Вопрос цены на газ зависит не от визита Путина в Киев, а от вояжа Тимошенко в Москву. Счета «украинских олигархов» лежат в американских банках.
А то, рухнет ли бюджет «незалежной» державы, зависит от предоставления очередного транша Международным валютным фондом. В Украине идет деиндустриализация, примитивизация образования, а технологическое и научное наследие, за счет чего страна жила с 1991 года, уже исчерпано. Больше разбазаривать нечего. Пустые коровники стоят и на Полтавщине, и на Львовщине. Кризис поразил даже самую передовую породу граждан — «новых украинцев», которые теперь переживают, что не могут ежегодно менять джип за 80 тысяч долларов.
В середине XX века англичане, понимая, что раздражают индусов, придумали теорию «скрытого управления». Она гласила, что местная администрация должна быть из самих индусов. Дескать, сталкиваться с колонизаторами туземцам нет необходимости. Сигнал к ним и так дойдет.
Примерно так же происходит управление «из-за бугра» нынешней Украиной, где даже неонацистов финансируют те, с кем эти неонацисты якобы борются. Неудивительно, что в этих условиях так расцвело историческое мифотворчество.
Олесь Бузина
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.