Внимательно посмотрите этот видеоролик из клуба «Роза ветров» в Коблево, он очень показательный. Это же четкая аллегория украинской внешней политики! Евросоюз (он же ведущий) говорит Украине (она же танцующая молодежь): я дам вам 200 гривен (вы вступите в ЕС), но за это вам нужно быть готовым на все, абсолютно на все (сделаете все, что я скажу). И если поначалу условия конкурса кажутся легкими (всего-то раздеться до трусов), то позже выясняется, что раздеться до трусов – это только начало! А чтобы получить заветные двести гривен надо очень, очень постараться… В ролике не хватает только России, которая параллельно сулит свои двести гривен, но требует за это строгого выполнения своих, очень специфических (так уж исторически сложилось) условий. И четко видно, кто ведущий, а кто ведомый, кто субъект политики, а кто, увы, ее объект… И что происходит с объектом тоже очень четко видно…
После того, как эта новость взорвала интернет, поднялся шум о развращенности нашей молодежи. Поздно пить боржоми, когда почки отказали! Естественно, украинская молодежь развращена, как и во всем «цивилизованном» мире. Нас раскрепощают больше двадцати лет! Начиная с конца восьмидесятых и по сей день работа проводится колоссальная. Иногда кажется, что это продуманная государственная стратегия – чтобы подростки больше думали о сексе и меньше о перспективах собственного трудоустройства, меньше лезли в политику, не сбились бы, не дай Бог, в какие-нибудь штурмовые отряды, не ушли в какие-то «приморские партизаны», не устроили сдуру какой-нибудь «Красный май» или, на худой конец, Майдан. Пусть лучше совокупляются на дискотеках.
К примеру, в девяностые годы на одной из первых страниц одной популярной региональной газеты можно было увидеть статью «Семь способов орального секса». При этом газета была не эротическая, а наоборот, позиционировала себя как семейная. Так это было еще в ту, доинтернетовскую, доисторическую эру! А сейчас семилетний ребенок двумя кликами в известной притесняемой российской социальной сети может найти огромное множество наглядных пособий с пока еще бессмысленными для него знаниями. И вот какой парадокс. В тоталитарном СССР секс являлся неким табу для общественного смакования. Однако с рождаемостью было все отлично. А в демократической Украине половая тема раскрыта «от и до» каждому семикласснику. А народ тихо вымирает.
Еще поднялся шум о продажности, о том, что мы конвейером поставляем шлюх в европейские бордели. А ведь причина этой серьезнейшей проблемы как раз и заключается в том, что у нас не осталось никакой национальной идеи, кроме денег. Когда–то был коммунизм, потом была независимость, а сейчас – просто деньги. Все как в том анекдоте, «сейчас мне сорок, и я хочу денег».
Сегодня деньги – это наша религия, наш символ веры. Отсюда полное отсутствие национальной гордости, отсюда рабское унижение перед теми, кто может что-то дать. И тут возникает парадокс номер два: чем больше денег хочется, тем меньше их на самом деле есть. Рядовой, «маленький» украинец, как правило, живет на очень скромные доходы, но при этом мечтает о сказочном богатстве. И если каким-то образом пролезает наверх, к финансовым потокам, то гребет уже не думая, нужно ли ему столько, гребет, как можно больше, гребет, пока можно...
В начале двухтысячных мне довелось недолго поработать в одной коммерческой фирме, где я продавал входные двери. Нужно было стоять рядом с металлической дверью на улице, раздавать рекламу, искать покупателей. Эту дверь можно было продырявить консервным ножом, но моей задачей было убедить клиента в ее качестве. За сам рабочий день платили 20 гривен, еще 50 гривен платили за каждую установленную дверь, соответственно зарплата сильно зависела от умения убеждать. Со мной работали, в основном, молодые парни и девчонки, все накачанные единственной идеей – продавать и зарабатывать больше. Мы даже здоровались по особому, хлопая друг друга ладонью об ладонь – приветствие называлось «джус». Каждый день, до и после работы, мы собирались в офисе, где нам рассказывали, кто продал больше всех, и как это у него получилось, и почему у него получилось, а у тебя, тебя и тебя нет. Все разговоры были только о деньгах.
В мое первое утреннее собрание на этой работе бригадир достал триста гривен, обвел нас взглядом (нас собралось человек двадцать), и спросил: «На что вы согласны ради денег?». Многие были согласны на многое. Эти триста гривен он пообещал тому, кто разденется до трусов (дело было летом) и в таком виде сбегает на соседнюю улицу в киоск, за шоколадкой. Пока все думали, сориентировался водитель - разделся, вышел из офиса в «семейках» и побежал в киоск. Вернувшись с шоколадкой, получил заслуженные деньги. Потом, выходя из офиса, многие вздыхали – мол, затупили, а могли ведь заработать ни с чего… После такого урока многие, наверное, побежали бы за шоколадкой и без трусов.
Мы живем в эпоху победившей жадности. Жадность убила патриотизм. Один известный политический журналист как-то сокрушался, что для экономического подъема тем, кто ворует, даже не надо прекращать воровать. Просто надо воровать меньше. Но на это уже никто не способен. Поэтому экономического подъема как не было, так и нет.
Жадность как национальная идея, увы, пропитывает наше общество с так называемой элиты до самых низов. Мы плюем на все, что не окупится в ближайшей перспективе. Плюем на все, что выходит за рамки личного дохода. Экология, медицина, образование, культура, внешняя политика (а не думы, к кому бы примкнуть), – все эти вещи становятся просто не нужны, когда стоит одна задача – зарабатывать. Какая медицина? Какое образование? Химия и металл – вот наше все! И это еще здорово нам откликнется, поверьте.
Мы оцениваем качество жизни по каким-то абстрактным экспортно-импортным показателям, росту ВВП, статистике продаж, а должны бы оценивать по количеству бесплатных детских спортивных секций и квартир для молодых семей.
Вскоре после этого инцидента в Коблево появилась информация о том, что привлекут к ответственности хозяина клуба. Это классический случай борьбы с последствиями зла, тогда как его причины только поощряются. А ведь после таких вещей стоит не блох ловить, а поднимать зарплату учителям и пересматривать школьную программу. Может быть, тогда, хотя бы лет через двадцать, такие конкурсы потеряют всякий смысл из-за отсутствия желающих прилюдно совокупляться за двести гривен.
Спускаясь с брюссельских кабинетов на танцпол николаевской дискотеки, европейские ценности упрощаются до одного голого меркантилизма. Мы идем туда, где нам больше обломится. Делая выбор, мы не руководствуемся никакими соображениями, кроме сиюминутных. Выбираем синицу в руках, а журавли нам вообще неизвестны.
Впрочем, все не так печально. Внимательный просмотр злосчастного видеоролика внушает даже оптимизм. Судите сами: раздеваться до трусов за двести гривен вышли только три пары из полного зала. А в финал вышла только одна. До остальных дошло, что где-то их надувают, и публичное позорище под видеозапись десятков мобильных телефонов, наверняка, как минимум, стоит дороже.
А значит, дурачков у нас не так много, как это иногда кажется.
Андрей Войницкий