В эти же весенние дни Центр национального возрождения имени Степана Бандеры (а кого ж еще?) обратился с гневным письмом к министру культуры и туризма, который, по мнению подписантов, плохо борется с российским влиянием на наш украинский культурный простор. Да-да, это Вовкун плохо борется. Тот самый, что публично называет русский собачьей мовой, предлагает изъять из библиотек неправильные книги и снести неправильные памятники. Но и он, как выяснилось, недостаточно радикален для украинской национально-свидомой культурной элиты. Авторы открытого письма, в связи с выходом на украинские экраны российского фильма «Тарас Бульба», интересуются классическим «Доколе?!» А именно - до каких пор министерство культуры будет позволять иностранцам свободно трактовать нашу украинскую историю и искажать нашу классическую литературу?! В письме также задается вопрос о правомерности показа фильма не на государственном языке и отсутствии поддержки отечественной кинематографии указанным министерством. Но это так, бонусы. Главные вопросы сформулированы первыми. Жаль, что подписанты не указывают, каким образом министр, пусть даже такой своеобразный как наш Вовкун, мог бы НЕ ПОЗВОЛЯТЬ иностранцам вольно трактовать украинскую историю. Расстрелять? Пожаловаться на них в Лигу сексуальных реформ? Погрозить пальчиком? Высечь розгами? Мы вообще в свободной европейской стране живем или где?
И второй, еще более пикантный вопрос - с каких это пор произведения Гоголя стали нашей классической литературой? Когда фильм «Тарас Бульба» вышел на экраны наших кинотеатров, где, кстати сказать, уже собрал почти 2 миллиона долларов, Уанет разразился десятками гневных и раздраженных статей. В них свидомые, националистически настроенные профессиональные патриоты, которых немало среди отечественных журналистов и литераторов, а также политтехнологов и социологов, с яростью доказывали читателям, что фильм пропагандирует русофильство, воспевает имперский дух и, разумеется, унижает украинское национальное достоинство. Режиссера, имеющего украинские корни, обвиняли в предательстве, сервильности и искажении духа гоголевского произведения, которое исследователи, очевидно, определили носом, на нюх.
Но самые последовательные пошли дальше. Намного дальше, чем позволяли бы приличия, здравый смысл и чувство самоиронии. В антиукраинских настроениях был обвинен лично Гоголь. Его называли украинофобом, творцом малороссийского мифа, рабским воспевателем русского империализма и отказывали в праве называться не то, что украинским писателем, но и вообще украинцем!
Ну, украинским писателем Николая Гоголя наши местные чиновники-образованцы никогда и не считали. Его произведения изучаются школьниками в курсе зарубежной литературы. На вопрос - разве в Украине так много писателей с мировым именем, равновеликих по таланту Николаю Васильевичу? - ответа нет. Вернее, есть. Тарас Шевченко. Даже если отвлечься от сугубой полемичности этой фигуры и признать его великим поэтом, то - не маловато ли для многомиллионной державы? Стоит ли так уж разбрасываться гениями?
Вопросы для националистов риторические. Гоголь недопонял и даже Шевченко, если уж быть точными, недоучел - вона, писал дневники по-русски и прозой русскоязычной грешил... И потом, гении создают фон, на котором уже не так роскошно выглядят включенные в школьную программу произведения современных украинских письменников. Там «Красные шапочки» всякие...
В этом же самом апреле гибель нацистски настроенного парня в столкновении с другим парнем - антифашистски настроенным, вызвало гнев Президента Ющенко, который сразу назвал виновных и велел немедленно с ними разобраться. Разобраться, конечно, нужно, ибо насильственная гибель - есть преступление, и оно должно быть наказано. Но, как всегда, есть нюансы. Не вспоминается ни одного случая, когда действия нацистски настроенных парней вызывали бы гнев нашего Президента. Даже когда речь идет об убийствах иностранцев, избиениях инаковерующих, погромах в синагогах, захвате храмов Московского патриархата, факельных шествиях с выбрасыванием вперед и вверх правой руки.
Что происходит в нашей стране? Куда мы идем? Критикуя, и часто основательно, соседнюю Россию за рост авторитаризма, за ограничения гражданских свобод, за возрождение имперских замашек, мы не замечаем, что сами маршируем в бездну. Такой нетерпимости, такой взаимной ненависти страна еще не знала. Почитайте Интернет, сходите на сайты и форумы. Язык вражды вытеснил и украинский, и русский. Можно сказать, он стал у нас единственным государственным. Неужели Украина не может быть независимым самостоятельным цивилизованным европейским государством вне контекста ксенофобии и ненависти? Политики разделили народ в 2004-ом на бандеровцев и схидняков, на эуропейцев и совков, а оказавшись перед лицом угрозы деконструкции государства, спохватились - и ну объединять с помощью ненависти к соседям, к инородцам, к собственным гражданам, объявленным пятой колонной.
Мальчики Тягнибока, поголовно слепленные по образу и подобию вождя, с квадратными подбородками и горящими ненавистью глазами, чеканят свои тезисы под аплодисменты наивного и так легко зомбируемого электората, которому зарплаты, пенсии и достойную жизнь пытаются подменить сладкой ненавистью к чужому...
Если крысе вживить в некую область мозга, отвечающую за удовольствие, электроды и приучить ее давить на педальку для замыкания цепи, то она будет давить, пока не умрет от изнеможения. Потому что это такое простое безотказное удовольствие. Так и с ненавистью - сильное яркое чувство, не требующее затрат ума, таланта, труда.
Это - вершина айсберга. А вот пара примеров из подводной части. Пара маленьких примеров. Одна моя знакомая девочка в Киеве сильно заболела. Живет она в общежитии в одной комнате с еще тремя сокурсницами. Те вызвали «скорую» на высоченную температуру. Приехал врач, сделал укол давно списанного в утиль димедрола и велел пить таблетки от кашля. Даже не глянул на больную барышню, всю покрытую сыпью. Он всем видом выражал, как ему смертельно обидно ездить на бесплатные вызовы. Через день оказалось, что у нее - скарлатина. И все соседки со страхом ждут конца инкубационного периода. Администрация общежития ведь не озаботилась тем, чтобы поместить больную в изолятор, который есть, но всегда на замке.
Другая моя знакомая девочка - тишайшая прилежная отличница - попала в беду. Она встретила в супермаркете знакомого, который между делом тихонько положил ей в сумку блок сигарет. А на кассе моментально исчез. Барышню повязала охрана и отвезла в милицию. Орлы Луценко, с каждым днем неуклонно приближающиеся к идеалу рыцарей-бессребренников на страже закона, открыто и весело объявили - давай 5 тысяч гривен и свободна. И иначе - тюрьма. Застращали девушку так, что она, трясясь и рыдая, помчалась искать гроши.
Так вот я спрашиваю - эти врачи, милиционеры и начальники общежитий, они что - засланы к нам из-за рубежа? Они не украинцы? Они - пятая колонна? Имеет ли значение, на каком языке они делают свои гнусные предложения? Разве главное не в том, что Украину губит непрофессионализм, коррупция, тотальный цинизм и победившая аморальность? И если титульная нация выгонит на хрен всех чужих за ворота, страна что, станет краше? Богаче? Уютнее? Исчезнет коррупция, вымогательство, воровство? Врачи перестанут смотреть больным в руки и вспомнят клятву Гиппократа?
К чему тогда весь этот вой на тему «Украина для украинцев»? К чему подзуживание и растравливание низменных инстинктов? К чему поиск врагов? К чему националистические истерики? Прикрывают ли они глубокую экономическую, социальную и моральную пропасть, в которую мы уверенно движемся? Ведь это все из серии педалек, давя на которые, мы просто можем умереть от изнеможения...
Елена Привен специально для "Полемики"
29 Апреля 2009г.