В отношениях Украины с Польшей главными событиями в этом году стали события, связанные с вопросом признания ОУН, УПА преступными организациями.
В отношениях Украины с Польшей главными событиями в этом году стали события, связанные с вопросом признания ОУН, УПА преступными организациями.
Ещё в апреле в Сейме Польши был зарегистрирован проект резолюции о геноциде ОУН-УПА польского населения Восточных Кресов в 1939-1947 годах, где, кроме УПА, преступными организациями признаются ОУН, дивизия СС «Галичина» и украинская полиция, состоявшая на службе у немцев. При этом отмечалось, что в совершении геноцида не обвиняется весь украинский народ, а только вышеупомянутые структуры. Кроме того, власти Варшавы приняли решение установить в городе памятник жертвам УПА. Примечательно, что за данный проект депутаты проголосовали единогласно, что говорит об отсутствии в столице Польши другого мнения по этому вопросу.
Реакция Украины не заставила себя долго ждать, в МИД заявили, что принятие документа «не будет отвечать высокому уровню стратегического партнёрства между двумя странами». Польские коллеги, конечно, пытались объяснить, что парламент действует независимо от правительства, поэтому вопросы, которые он рассматривает, не должны влиять на высокий уровень двусторонних отношений. Но всем и так было понятно, что между законодательными и исполнительными органами власти всё же существует связь, следовательно, не отразиться на международных отношениях решение Сейма не может.
Промежуточным итогом польско-украинского диалога стало официальное признание Сенатом в июне этого года Волынской резни «этнической чисткой с признаками геноцида». В постановлении отмечается, что жертвами ОУН-УПА стали около 100 тысяч поляков. Депутаты Львовского облсовета от фракции ВО «Свобода» поспешили убедить парламент соседней республики в том, что в 1940-е годы украинские националисты вырезали поляков по «объективным» причинам, что нашло своё отражение в официальном письме. Некоторые «свободовцы» обвинения в адрес УПА даже назвали ксенофобией и шовинизмом. Однако польские законодатели были неумолимы и твердо стояли на своём. Надо сказать, что Сенат не принял во внимание и срочно объявленную в Варшаве декларацию Комитета «Примирение между народами», который возглавляет экс-президент
* * *
Следует отметить, что осуждение преступной деятельности украинских националистов, очевидно, вызвано не только желанием добиться исторической справедливости, ведь этот вопрос достаточно конструктивно решался в предыдущие годы. Например, в 2003 году президентами двух стран было подписано Совместное заявление «О примирении в 60-ю годовщину трагических событий на Волыни», а
Теперь же УПА открыто признаётся преступным формированием, что является поворотным событием в отношениях между Украиной и Польшей, а то и всем Евросоюзом.
Только с первого взгляда может показаться, что это решение приурочено лишь к очередной годовщине трагических событий на Волыни, а вовсе не к саммиту «Восточного партнёрства» в Вильнюсе, на котором Украина планирует подписать Соглашение об ассоциации с ЕС. Разумеется, признание геноцида поляков вряд ли станет необходимым условием при подписании документа, но можно предположить, что этот вопрос будет неоднократно подниматься на дальнейшем пути к евроинтеграции. К слову, признание геноцида армян также не является обязательным условием для вступления Турции в Евросоюз, однако некоторые эксперты считают, что ей все же придётся сделать это на пути к членству в ЕС.
Примечательно, что почти сразу после вынесения решения по Волынской резне министр иностранных дел Польши
Одними из первых, поспешивших примирить руководство двух стран, были католические священники. Иерархи Украинской греко-католической церкви и Римско-католической церкви в Польше и Украине подписали совместную декларацию с просьбой о взаимном прощении. Они также призвали почтить память украинцев и поляков, которые спасали своих близких от смерти.
Однако в польских СМИ по этому вопросу была упомянута и УПА. В частности, газета Rzecz Pospolita отмечает, что утверждение о взаимной резне в Галиции и на Волыни, жертвой которой пали в основном поляки, было популярно в 1990-х годах. Сейчас оно встречается всё реже, поэтому умалчивать тему преступления УПА невозможно. Заметим, что роль УГКЦ и её взаимоотношения с ОУН и УПА следовало бы показать предметно.
* * *
Очевидно, именно в этом контексте следует рассматривать издание всевозможной литературы, осуждающей деятельность украинских националистов. В данном случае речь идёт о книге польского автора Яцека Вильчура «На небо сразу не попасть».
Главной особенностью этого произведения является то, что оно представлено в форме дневника военных лет. Подобное изложение событий выгодно отличает работу Вильчура от схожей по тематике литературы, которая основана, как правило, на документальных источниках. Воспоминания очевидца дают более яркое восприятие действительности того времени, что весьма существенно для современного читателя. Хотя автор повествует преимущественно о событиях во Львове, тем не менее его произведение позволяет сформировать хотя бы общее представление о деятельности украинских националистов в годы немецко-фашистской оккупации.
Первые записи в дневнике Вильчура появились 22 июня 1941 года, через несколько часов после того, как на Львов упали первые немецкие бомбы. Основная задача националистов в этот период войны, как известно, состояла в том, чтобы стрелять в спину отступающим советским солдатам. С этой задачей «блестяще» справились так называемые «боївки», организованные видным деятелем ОУН Иваном Климовым. «Русские отступают, и люди говорят, что со дня на день в город войдут немцы. Уже в нескольких точках города по отступающим русским войскам стреляли из окон и подвалов. Это группы украинских националистов и диверсантов», – пишет Вильчур в своей книге. Напомним, что в скором времени на основе этих формирований немцы создали украинскую вспомогательную полицию.
К моменту оккупации Львова немецкими войсками 30 июня 1941 года действия националистов были уже намного увереннее. Местные жители, преимущественно евреи, сразу почувствовали это на себе. «Украинские националисты уже выходят из домов, – повествует книга. – Не боятся никого, потому что власти в городе нет. Будто бы немецкие патрули уже стоят на въезде в город со стороны Яновской улицы. Наиболее возбуждены евреи, которые боятся не столько немцев, сколько украинских националистов. Некоторые евреи уже сейчас отдают соседям-полякам на хранение свои самые ценные вещи, мебель, одежду и даже своих детей». Подобные опасения, как показали последующие события, были вовсе не безосновательными.
На протяжении второй половины 1941 года деятельность националистов в городе было очень «плодотворной». Например, украинская полиция облила бензином и сожгла большую еврейскую синагогу «Золотая роза». Как утверждает Вильчур, это было великолепное здание, аналога которому в Европе больше не существовало. Проводились массовые казни, причём не в специально отведённом для этого месте, а где угодно, в том числе и в подъездах домов. Несмотря на то, что расстреливали прежде всего евреев и поляков, список жертв был достаточно длинным. В него могли входить даже бывшие члены пионерской организации. Кроме того, перед казнью часто насиловали молодых девушек.
Показательным является эпизод, где автор описывает распределение продовольствия по национальному признаку: «Только украинцы имеют хлеба вдоволь. Кроме продуктовых карточек, у них есть свои организации и комитеты, в которых они получают продовольствие. Есть также специальные продуктовые магазины для украинцев. Вообще, почти в каждой украинской семье кто-то выполняет где-то важную функцию и обеспечивает свой дом. Многие украинцы служат в Вермахте и в полиции – этим вообще лучше всех. В польских семьях – обыкновенный голод, а у евреев он чрезвычайный. Уже сейчас есть случаи голодных смертей в еврейских домах».
Проблема голода коснулась и семьи Вильчура, который, будучи ещё мальчишкой, пытался исправить положение с помощью мелких краж из товарных вагонов и военных складов. Однако, несмотря на все старания, в начале 1942 года умер его отец, из которого украинская полиция и СС сделали калеку, лишив здоровья. Отметим, что аналогичная участь постигла и остальных членов семьи, которые были убиты немцами и украинскими националистами. Самого же Вильчура спасло чудо: в 1943 году он был освобождён из тюрьмы бойцами Армии Крайовой. В этом же году он вступил в их отряд, где дважды был ранен в боях против гитлеровцев и дважды награждён орденом «За отвагу».
* * *
Прямого отношения к Волынской резне книга польского автора, конечно же, не имеет. Но не следует забывать, что в соседней республике признание ОУН-УПА преступными организациями относится к периоду с 1939 по 1947 год, где события на Волыни являются лишь эпизодом, хотя и самым кровавым. Точку в этой преступной деятельности поставила операция «Висла», которая началась практически сразу после убийства украинскими националистами замминистра обороны Польши Кароля Сверчевского.
К слову, среди политических сил в Украине уже наметился раскол по данному вопросу. Если ВО «Свобода» выступает категорически против решения Сейма, то, например, «УДАР» в лице народного депутата Эдуарда Гурвица поддержал идею о признании деятельности украинских националистов преступной. Это наглядным образом подтверждает отсутствие единства среди оппозиции по самым разным вопросам. Напомним, что обе партии выступают за интеграцию Украины в Евросоюз, но пути, как показывает практика, выбираются самые разные.
Решение польского парламента не осталось без внимания и в других странах, в частности в Российской Федерации также солидарны с обвинениями в адрес УПА.
Безусловно, издание подобных произведений на сегодняшний день является весьма актуальным. Это вызвано не только активизацией ультраправых сил на территории современной Украины, но и реакцией соседних государств на деятельность их предшественников. Единственное, что смущает во всём этом, так это умаление роли Красной армии в освобождении европейских стран от фашистских оккупантов и их пособников. К сожалению, таким же недостатком страдает и книга польского автора, который в силу сложившихся обстоятельств оказался «по ту сторону баррикад». Однако во имя исторической справедливости следует отметить, что своим существованием советским войскам обязан не только сам Вильчур, но всё население современной Польши, которому в противном случае оставалось лишь «перенести земной ад ради небесного рая»…
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.