Читая о получении страной очередного займа Европейского банка реконструкции и развития на 300 млн. евро (соглашение подписано 25 марта) — вспомнила о вечно голодающих детях Африки.
Почему уж точно не нуждающийся Игорь Николаевич напоминает мне нищих?
Потому что любой здравомыслящий человек понимает — подавая попрошайкам, вы в большинстве случаев никому не помогаете. Напротив — из собственного кармана стимулируете преступность, и финансируете, например, такие сомнительные мероприятия, как куплю-продажу детей для «работы» побирушками на улицах, эксплуатацию бандами спившихся и накачанных наркотиками «рабов»-инвалидов для выдавливания слезы и мелочи из прохожих и т.д.
Считаете, что аналогия с финансовой помощью нуждающимся странам здесь неуместна? Тогда возьмем, скажем, Эфиопию. Именем нарицательным название этой страны стало в начале 70-х, когда некоторые общественные лидеры Запада стали активно собирать деньги для голодающих граждан этого государства — обладающего, кстати, как и Украина, огромными площадями плодороднейших почв.
Население Эфиопии тогда составляло 34 млн. человек. Сегодня — 91 млн., и практически ежегодно эта страна все еще поглощает невообразимое количество пожертвований для борьбы с голодом! Как вяжется демографический взрыв с действительно истощенными детьми? Очень просто — власть имущим в этой развращенной обильными подачками Запада державе выгодно демонстрировать перед объективами умирающих малышей. И чем больше их будет рождаться (чтобы страдать и вызывать жалость у западной публики) — тем более щедрая помощь будет литься в закрома миллиардеров-президентов, построивших на попрошайничестве национальный бизнес.
Эту идею быстро подхватили и многие соседи Эфиопии. Уганда, Конго, Судан, Сомали, Эритрея, Мали — нищие страны, где сменяющиеся правительства даже не пытаются наладить нормальную жизнь, а лишь постоянно затевают бесконечные вооруженные конфликты за право торговать страданиями и смертью своих подданных.
Например, только один орган — исполнительный комитет Всемирной продовольственной программы ООН и только в 2013 г. намерен оказать помощь в размере $611 млн. Буркина-Фасо, Камеруну, Чаду, Мали, Мавритании, Нигеру, Сенегалу и Гамбии — чтобы накормить 5,5 млн. человек в восьми странах, пострадавших — внимание! — не от стихийного бедствия, а от последствий вооруженного конфликта в Мали. Последний, кстати, во многом вызван переделом как раз пирога гуманитарной помощи.
Наблюдатели ООН в Африке постоянно рапортуют, что мешки с зерном, арахисовое масло и другие продовольственные товары, предназначенные для голодающих, организованные банды воруют и продают на рынках. Но в то же время ООН «не имеет планов по сокращению помощи».
Интересно, что с разворачиванием системы регулярных безвозвратных вливаний на борьбу с голодом в Африке, темпы индустриального развития в странах, получающих львиную долю помощи, резко упали. Трактовать это можно так: зачем работать, если жалостливые господа и так накормят?
За последние 70 лет африканские страны получили больше 1 трлн. долларов. Если голод приносит такой доход — он просто обязан процветать!
Уроженка Заира Дамбиса Мойо (Dambisa Moyo), экономист с Оксфордом и Гарвардом за плечами, в своей книге «Бесполезная помощь» (Dead Aid) отмечает, что только 2 % благотворительных денег реально тратится на помощь голодающим. Большая часть суммы испаряется еще на подступах к Африке — громадные средства тратятся на оплату услуг работников благотворительных фондов, всякого рода консультантов и прочих дармоедов. Продукты, срок годности которых истекает, закупаются за бесценок на складах Европы и США — но в бумагах проставляется совсем другая цена. То, что попадает в Африку, тут же распределяется (порой с помощью пулеметов) между войсками официальных диктаторов и бандами оппозиционеров.
В результате, как свидетельствуют данные Глобального индекса голода, ситуация на территориях южнее Сахары (именно страны этой зоны регулярно получают больше всего денег на борьбу с продовольственным кризисом) последние 20 лет лишь ухудшалась!
Иными словами, «помощь» никому, кроме преступников, реально не помогает — а только развращает общество, тормозит экономику и препятствует созданию эффективной модели власти. Более того — «поддержка» сводит на нет национальный суверенитет. О какой независимости Уганды или Мозамбика можно говорить, если половина доходной части бюджета — иностранные пожертвования?
Разговоры о том, что финансовая помощь в рамках определенных «программ развития» способна стимулировать создание новых государственных институтов — либо лицемерие, либо глупость. Прежде всего у политиков, выросших в экономике попрошайничества, напрочь убивается здоровая инициатива и преобразовательский зуд. Напротив, во многих странах чиновники намеренно не направляют ни усилия, ни средства в проблемные сферы — рассчитывая на помощь доноров. Экономисты Всемирного банка в одном из исследований доказали, что увеличение грантов самым парадоксальным образом приводит к снижению государственных доходов: так, при удвоении суммы помощи, составляющей в среднем 4% ВВП, доходы уменьшаются примерно на 1,1% процента ВВП.
Статистика свидетельствует — как только денежные потоки в Африку возрастают, рост экономики там замедляется. Растет и бедность — так, страны, расположенные южнее Сахары, с 1970-х получили сотни миллиардов долларов помощи. И уровень бедности в регионе в результате повысился в шесть (!) раз — до 66%!
Самое ужасное, что международная продовольственная помощь уничтожает немногих местных производителей сельхозпродукции, дискредитируя их труд и активность. Так, на юге Конго в 2012-м чашка импортного риса стоила 933 леоне, или около 20 центов США. А чашка риса местного производства стоила 1200 леоне. Само собой, фермеры разоряются — ведь попрошайничать выгоднее!
Когда государственная машина ориентирована лишь на распределение поступающих извне ресурсов, она разлагается с чудовищной скоростью. Уровень коррупции в Африки кошмарен — в Уганде, например, лишь 20 центов от каждого доллара, направленного на финансирование начальных школ, доходили до получателей.
Есть и другая сторона этой «гуманитарной медали». Канадская «Глоб энд мэйл» (23.03.13) пишет, что Оттава ежегодно оказывала помощь Эфиопии в размере 150 000 000 долларов. В 2010 году выяснилось, что эта помощь тратилась на поддержку сторонников эфиопского режима и на подавление его оппонентов.
15 000 000 долларов, которые Канада выделила на борьбу с сексуальным насилием в Конго, пошли на ... футболки и постеры с агитационной символикой, в то время как реальные жертвы этого насилия не получили никакой юридической или гуманитарной поддержки.
Интересна и еще одна сторона «гуманитарной помощи», особенно в свете планов по добыче сланцевого газа.
«Глоб и мэйл» сообщает в том же номере, что, например, в 2011—2012 гг. в африканской стране Буркина-Фасо под видом гуманитарной помощи в размере $31 млн. проходила профессиональная подготовка местной молодежи к работе на шахтах. При этом шахты строили канадские компании, которые за счет канадских же налогоплательщиков просто-напросто повышали свою прибыль, экономя на учебе кадров. И характерно, что президент Буркина-Фасо называл такую программу «альтруистической», видимо, также по «альтруистическим» мотивам.
А теперь посмотрим непосредственно на Украину. В 2012 г. наша страна должна была получить от США финансовой помощи на сумму, превышающую $126 млн. (сколько получила, пока еще точно не подсчитано). При этом до 2011 г. (с 1990-го) она уже переварила $3 млрд. 336 млн., полученных от США.
Эти деньги должны были пойти на модернизацию экономической системы и государственного аппарата. Вопрос к читателям — вы заметили улучшение в работе данных структур? И не могли заметить — как доказывают сотни экономистов и тысячи реальных примеров, подачки способны лишь разрушать экономику, развращать власть, подавлять здоровую бизнес-активность населения.
В «Индексе восприятия коррупции», который ежегодно составляется компанией Transparency International, Украина уже на 144-м месте из 174 возможных — ниже ряда африканских стран с самой печальной репутацией. Украинские дороги, согласно отчету Всемирного экономического форума — в десятке худших в мире.
Но денежный поток, который, как всегда, окажется в карманах обезумевших от алчности казнокрадов, не оскудевает. В 2013 г. ЕС согласился выделить Украине 610 млн. евро помощи!
Когда я вижу подобные цифры, мне становится страшно. Не надо нам так помогать, мы и без того уже почти на дне! В 2012 г. отрицательное сальдо внешней торговли державы достигло $15,848 млрд. — мы потребляем в долг и почти ничего не производим!
Кому выгодно кормить наших «вождей нищих», всю эту толпу ненасытных, вороватых и циничных чиновников-нуворишей? От имени народа они выпрашивают многомиллионные подачки — но уходят эти деньги не на развитие страны, а на престижные лимузины и безвкусные драгоценные побрякушки. Подкармливая свору вечно канючащих «управленцев», Запад уменьшает шансы отечественного общества снять эту разжиревшую и давно уже непосильную обузу с нашей шеи!
Не подавайте Украине! В отличие от заплывших роскошью представителей власти, большинство украинцев не желает выступать в роли нищих попрошаек!