Джанкой – ворота Крыма. С детских лет вид его железнодорожного вокзала вызывал у меня радостные эмоции: наконец-то я в Крыму! И вот наш вагон останавливается напротив вокзала. У входа в здание – две одинаковые ниши, где раньше были доски объявлений на русском и украинском языках: расположение касс, туалетов, камер хранения и т.д. Теперь в обеих нишах два идентичных текста на «мове» – пущай кацапи сами все пошукают. Надо ли говорить, что подавляющее большинство приезжих, да и самих крымчан оной мовы попросту не знают.
ВОТ ТЕБЕ И КУРОРТ...
В свое время киевские власти заявили, что Крым станет одним из лучших европейских курортов. Эти планы с треском провалились. Западных европейцев на полуострове практически не видно, если не считать двух-трех теплоходов с интуристами в неделю, приходящих в Севастополь и Ялту. Основные «интуристы» – русские и белорусы. Первые едут больше по инерции и из-за ностальгии по своей счастливой и беззаботной юности, проведенной на крымских пляжах. Что же касается белорусов, то многие из них могут попасть на полуостров лишь благодаря президенту Лукашенко, обеспечившего их льготными или бесплатными профсоюзными путевками и дешевыми железнодорожными билетами. Замечу, что и многие смоляне едут на автобусах в Беларусь, чтобы оттуда «на халяву» добраться по железной дороге до Симферополя.
Между тем, как писала «Крымская правда» 3 сентября 2009 года, «…стоимость отдыха в автономии этим летом увеличилась почти вдвое по сравнению с 2008 годом. В то же время уровень сервиса если и растет (в чем очень многие сомневаются), то гораздо медленнее, чем цены, что пагубно отразилось на статистике нынешнего курортного сезона…
– Мы теряем много российских туристов из-за негативной политики, – считает директор ялтинского отеля «Бристоль» Вячеслав Курашин. – Из-за работников Госавтоинспекции, которые выдергивают российские автомобили из череды других авто, чтобы показать, кто здесь хозяин. Из-за таможенников и пограничной службы, останавливающих московские поезда ночью и выворачивающих сумки людей, везущих нам свои деньги».
Теперь киевские власти вместо туристического центра хотят превратить Севастополь в перевалочную базу для вывоза хлеба, угля, цемента и т.д. Уже сейчас вид Большой Севастопольской бухты испорчен огромными зерновыми терминалами. А в конце нынешнего года компания «Авлита» намерена начать строительство в центре Севастополя угольного терминала мощностью 8,5 млн. тонн в год. Фактическим владельцем «Авлиты» является донецкое ООО «Метинвест», еще 22,88% акций владеет кипрская фирма.
Нетрудно догадаться, что вскоре город-герой покроется толстым слоем угольной пыли. Вот почему в начале сентября в Севастополе прошла серия митингов против возведения нового объекта. В листовке, распространяемой экологами, говорится: «Компания «Авлита» уже повинна в загрязнении окружающей среды, вызванной перевалкой зерна в ходе работы терминала. Клубы едкой пыли и желтые неестественные дожди с приходом «Авлиты» стали для севастопольцев обыденностью… За последние полгода было перевалено 2,5 млн. тонн зерна. В городе уже сложная ситуация по заболеваемости туберкулезом, астмой и раком. В результате работы угольного терминала нормы содержания вредоносной угольной пыли будут превышены в десятки-сотни раз».
ЯЗЫК ТВОЙ – ВРАГ МОЙ
Одновременно в Крыму и в Большом Севастополе продолжается вытеснение русского языка. В связи с чем бьет тревогу «Севастопольская газета» (номер от 27 августа 2009 года): «Выполняя требования незаконного приказа № 461 Минобразования Украины, в школах меняют учебные планы. Детей фактические принуждают изучать ряд предметов на украинском языке с последующим полным переводом обучения на государственный язык…
– Что хочет сказать власть, заставляя наших детей учиться на неродном языке? – заявил депутат горсовета Дмитрий Белик. – На родном языке они не смогут получить образование, поступить в вуз, получить высшее образование, им будет закрыт путь к высшим эшелонам власти и престижным должностям. Государство использует русских как военный трофей. Мы здесь собрались для того, чтобы заставить власть выполнять Конституцию, Закон о языках, Европейскую хартию языков национальных меньшинств…»
– Согласно исследованию психолингвистов, если ребенка переводят с родного языка обучения на другой язык, его интеллектуальный потенциал снижается вдвое, – рассказала проректор Луганского государственного университета культуры и искусств Ирина Зайцева.
По местному телевидению автор этих строк видел выступление киевского политика, объяснявшего необходимость замены надписей на всех дорожных знаках и придорожной рекламы в Севастополе с русского языка на «ридну мову». Мол, водители слишком много отвлекаются на рекламу на русском языке. Видимо, на украинскую рекламу водители вообще не обращают внимания. Замечу, что для 97% жителей Большого Севастополя (включая Качу, Балаклаву и Инкерман, всего 380 тыс. человек) украинский язык не является родным, а преподавание его в школах введено лишь после 1996 года. Водитель, не разобрав надпись на указателе, рискует попасть в ДТП. В этом киевские власти перещеголяли даже фашистских оккупантов. Те хоть на крымских дорогах ставили двуязычные указатели.
В Севастополе мне приспичило купить лекарство «Анаприлин», которым я не пользовался более трех лет, и забыл дозировку. На коробке и на пластмассовом флаконе надпись двуязычная – чтобы кацапы его покупали. А вот инструкция по применению только на «ридной мове» – нехай москали дохнут. Автор отнюдь не сгущает краски. «Анаприлин» – сильное сердечное средство, и прием его при наличии противопоказаний или неправильная дозировка могут привести к летальному исходу.
Для российского читателя следует пояснить, что инструкция была не на украинском языке, а на «новоязе», выдуманном здешними националистами в последние 10 лет, поскольку в медицине, равно как и в ракетостроении и десятках других наук, использовался только русский язык.
Спасибо, выручил знакомый доктор. Он же объяснил, что у них на всю поликлинику один (!) медицинский русско-украинский словарь, в который никто никогда не заглядывает. Соответственно медицинский «новояз» также неведом севастопольским врачам.
А как представляется языковая ситуация официальными украинскими СМИ? Вот, к примеру, беру номер газеты Министерства обороны незалежной державы «Флот Украины» от 29 августа 2009 года. В обширной статье «Письмена на заборе» утверждается, что президент РФ Медведев ни много ни мало потребовал запретить... украинский язык. В скобках поясняется для чего: «чтоб никаким украинским и не пахло, а токмо россейское наречие!»
Ну а далее пошла почти площадная брань: «Особенно смешит, когда Д.А.Медведев по-детски копирует старшего товарища В.Путина и даже пытается быть таким же «крутым». Но если дитя питерских подворотен в своем «мочить в сортире» совершенно естественен и органичен, то у профессорского сынка это выходит жалко и натужно, без широты и размаха покровителя.
Комплекс неполноценности буквально и очевидно съедает Медведева».
Начиная с 5-го класса я ежедневно читал «Правду» и «Известия», слушал «Голос Америки» и «Би-би-си» и свидетельствую, что ни разу в годы холодной войны официальные СМИ США, Англии и СССР не позволяли себе столь гнусных выпадов в адрес руководителей государств.
И подобную пропаганду «Флот Украины» ведет из номера в номер. Так, 8 июля 2009 года газета потребовала изменить дату рождения Севастополя. Ибо это самый древний город в Европе и русские к его основанию не имеют никакого отношения.
ИНЦИДЕНТ ЗА ИНЦИДЕНТОМ
Создается впечатление, что «Флот Украины» готовит своих читателей к войне с Россией. Стрельбы пока нет, но за две недели моего пребывания в Севастополе инцидентов с применением физической силы было предостаточно.
Кстати, нападения на памятники, связанные с Россией и СССР, стали на Украине явлением почти что обыденным. Так, 24 августа в Одессе националисты во главе с начальником городского управления по делам молодежи и семейной политики Андреем Юсовым попытались напялить «вышиванку» на памятник герцогу де Ришелье, давно ставший символом города. Однако одесская молодежь дала достойный отпор оранжевым и отстояла дюка.
В Севастополе же регулярно происходят покушения на памятник Екатерине II, по инициативе которой был построен город. И если здесь этим занимается кучка национал-шпаны, то в Киеве депутат Верховной Рады Анатолий Матвиенко из блока президента Ющенко «Наша Украина – народная самооборона» потребовал от коллег принять закон, объявляющий Екатерину II «преступницей, издевавшейся над украинским народом… За игнорирование этого закона виновных привлекать к уголовной ответственности».
Представьте себе сцену в киевской тюрьме: один сидит за убийство, другой – за изнасилование, а третий – за то, что назвал Екатерину II «великой».
Позволю себе небольшое отступление. Добрались украинские власти и до меня, грешного. По представлению Службы безопасности (СБУ) Национальная экспертная комиссия по вопросам защиты общественной морали запретила мою книгу «Тайная история Украины». Поскольку она, согласно выводам комиссии, «унижает национальное достоинство и не отвечает историческим фактам». Любопытно, что через три дня после оного представления генерал СБУ, занимавшийся мною, отдал Богу душу.
Жена посмотрела сообщения на форуме, посвященные запрету книги. Кто-то предлагает меня избить. Более законопослушные граждане – отправить за решетку. Большинство же откликов примерно таковы: «…хорошо, что запретили. А где можно купить или скачать книгу?»
А вот провокация посерьезнее. Состоялась новая попытка захвата российского маяка у Херсонеса. Лишь присутствие наших морпехов с автоматами на изготовку остановило украинские власти.
9 сентября 2009 года в Севастополе на Братском кладбище прошло захоронение недавно найденных останков 24 русских воинов, погибших при обороне города в 1854–1855 годах. Во время этого траурного мероприятия по распоряжению вице-мэра города с флагштока кладбища был сорван российский флаг, а вместо него подняты два украинских стяга... В результате, когда глава администрации Севастополя Сергей Куницын первым взял слово и заговорил на «мове», сотни севастопольцев начали заглушать его, скандируя «Позор!», «Холуй!», «Уйди с трибуны!», «Россия!». Куницын в ответ заявил: «Я подожду». Однако толпа не унималась, послышались выкрики: «Убирайся отсюда!»
Тогда Сергей Куницын сказал, что в следующий раз для наведения порядка при проведении подобных акций обратится к «афганцам». «Сюда придут «афганцы», семь тысяч человек, и вас здесь не будет». Угроза вполне реальная. Действительно Куницын может вызвать из Львова тамошних головорезов. Для устройства провокаций в Севастополь периодически прибывают автобусы с «западэнцами». Вопрос лишь в том, вернутся ли эти семь тысяч из Севастополя подобру-поздорову?
Характерный пример поддержки оранжевых в Большом Севастополе. В День российского флага в ряде мест Крыма и города-героя местные жители вывесили или нарисовали на скалах российские триколоры. Замечу, что и в обычные дни в Севастополе и даже в Бахчисарае на многих домах постоянно развевается триколор. Большая часть прогулочных катеров и яхт в севастопольских бухтах ходит или под российским флагом, или под бело-голубым флагом ВМФ СССР, хотя им предписано поднимать только державный прапор.
Господин Ющенко обиделся и велел провести ответные мероприятия. Увы, из местных жителей желающих изобразить флаг Украины не нашлось. Посему рисовать жевто-блакитный стяг у причала на Северной стороне был вызван автобусный десант «западэнцев». Аналогичную работу на западном склоне горы Ильяс-Кая выполнило подразделение Службы безопасности.
Из сообщения газеты «Слава Севастополя» от 3 сентября 2009 года: «Президент Украины Виктор Ющенко высказал признательность коллективу Севастопольского управления СБУ за организацию мероприятий, посвященных 18-й годовщине независимости Украины и Дню государственного флага».
Впрочем, занимается «безпека» не только художественным творчеством. Продолжаются аресты граждан Крыма, недовольных режимом. Сейчас СБУ разыскивает Валерия Подъячего, обвиненного в призывах «к нарушению территориальной целостности Украины». Под эту статью можно подвести каждого, кто говорит не только о независимости, но даже об автономии Крыма, ставит под сомнение правомочность передачи Хрущевым полуострова УССР, рассуждает о союзном подчинении Севастополя и т.д.
Западноукраинские националисты еще в конце XIX века открыто писали, что Галиция – это Пьемонт, вокруг которого должны быть объединены все украинские земли. Напомню, что Пьемонтское королевство объединило в середине XIX века Италию.
Сейчас галицийские «пьемонтцы» оккупировали Украину. Мой друг Сергей Ромадин, военный историк из Краматорска, еще в 1992 году язвительно заметил, что есть две Украины – та, что работает, и та, что пляшет и поет. Сейчас западные регионы живут на дотации, то есть за счет восточных регионов, где работают. Именно «западэнцы» правят бал в аппарате СБУ.
Риторический вопрос, к чему ближе нынешний украинский «новояз» – к львовскому диалекту или к полтавской мове начала ХХ века? Сейчас в Украине лишают права пользоваться родным языком не только русских, но и население восточных и центральных регионов, «ридной мовой» отцов и дедов которых являлись полтавское и другие наречия украинского языка. Киевские власти объявили их язык «суржиком» и проводят политику запретов и репрессий против этих наречий. Официальные деятели высокого ранга периодические принимают участие в публичных трагикомедиях «Похороны суржика».
Александр Борисович Широкорад - историк
По материалам НВО