Украинская оппозиция, у которой был шанс устроить грандиозное пиар-шоу, сочла «неэтичным» издеваться над своим бывшим соратником по "оранжевой борьбе", главным куратором проекта терминала Владиславом Каськивом, «барабанщиком революции», ныне чудесным образом причисленного к лику «святых» в лагере Партии регионов в ранге председателя «Государственного агентства по инвестициям и управлению национальными проектами». А «святых», даже попавшихся на «липе», больше смахивающей на «денежное дерево», регионалы предпочитают не трогать, дабы не создавать прецедент с неясными последствиями и для себя. А тут еще и президент заявил, что альтернативы LNG-терминалу нет – «треба будувати», уже и переговоры сразу аж с тремя компаниями идут. Почему сразу с тремя, спросите вы? А чтобы не стоять в мороз во чистом поле, как это произошло со скоростными поездами, закупленными украинскими властями к Евро-2012 в Южной Корее. Так что с тремя солидней.
Прошли веселые времена, когда Украина затевала «газовые войны» и морозила Европу, так и не снискав себе славы защитника ЕС и надежного транзитера. Ушли в прошлое гешефты на дешевом российском газе, на котором «поднялась» вся украинская «элита». Уже три года подряд нынешний президент Украины Янукович бьется за украинских олигархов, чьи интересы в дешевом газе на Востоке, а кошельки на Западе. Где найти замену российскому газу? Доходило до анекдотических решений – от соломы до газогенератора чуть ли не в каждом унитазе.
Так есть ли альтернатива, кроме LNG-терминала, будь он неладен? Есть родимая, есть, и не в России, «цур мене». «Рука помощи» протянулась, естественно, с Запада. Еще в 2010 году Украина выдала лицензии на разведку сланцевого газа двум углеводородным гигантам - компаниям Exxon Mobil и Shell. Стоит отметить, что эти два гиганта уже бурили скважины в Польше, располагающей, по прогнозам, самыми крупными в Европе запасами сланцевого газа. Но Exxon, пробурив две скважины, свернула проект, заявив о его нерентабельности. Вслед за ней ушла из Польши и Shell, вполне возможно, не без "помощи" самих поляков, осведомленных об экологической опасности такой добычи, и решивших сначала попробовать "на ком-нибудь другом».
И то, что в Польше было «нерентабельным», на Украине таковым не стало. В мае 2012 года компания Shell получила право на разработку Юзовской газовой площадки в Харьковской области. Требовалось согласие региональных властей. Но тема газа на Украине носит сакральный характер, и 17 января с.г. искомое согласие Харьковского облсовета было получено, кто бы сомневался! Не смутило харьковские власти и то, что технология гидроразрыва пластов приводит к исключению больших земельных площадей с риском необратимой потери плодородных почв, к загрязнению водоносных горизонтов и потере подземных питьевых источников. Не смутило и то, что в Болгарии, Чехии и Франции запретили использовать гидроразрыв, а в Германии запретили добывать сланцевый газ там, где используют подземные источники водоснабжения, что фактически тоже самое. Впрочем, как не смутило власти Украины и пресловутое СРП – соглашение о разделе продукции, все прелести таких грабительских соглашений Россия познала еще в лихие 90-е.
Пикантность ситуации с добычей сланцевого газа на Украине придает вовлечение во внутриполитические игры пронацистской партии «Свобода», умело использующей в своей пропаганде все неудачи и промахи действующей власти. Теперь «свободовцы» включаются в борьбу не только за расовую чистоту «украинства», но и за экологическую. Спонсоры «Свободы», чей бизнес не связан с газовой темой, получат дополнительные рычаги влияния на власть, а сама «Свобода» будет клеймить власть за отсутствие патриотизма и любви к «нэньке», и намерена обжаловать решение Харьковского облсовета Впрочем, теперь уже и губернатор Харьковщины, регионал Добкин усмотрел антипатриотизм в действиях «Свободы».
В общем, пока «патриоты» схлестнулись, Украина «жмет на газ».