Самая острая, на мой взгляд, – проблема врача как личности, как человека, как специалиста, пишет доктор Евгений Комаровский.
Самая острая, на мой взгляд, – проблема врача как личности, как человека, как специалиста, пишет доктор Евгений Комаровский.
Самая великая специальность превращена в ничто. Любой адекватный, честолюбивый человек пытается отсюда уйти. Потому что выжить будучи честным в этой специальности невозможно.
В результате страна растеряла медицинские кадры. То, что где-то остались еще кудесники, волшебники – большое исключение. Реальность такова: никто из поступающих в медицинский вуз не мечтает бегать по участку и вести прием в обычной поликлинике.
Все представляют себя хирургами-косметологами, которые всем подряд улучшают форму груди – понятно, за этим стоят деньги, а каждый прежде всего хочет накормить своих детей. Это первое. Второе: проблема медицинского образования.
Украина – вот уже 20 лет – независимая страна, и я не могу понять: если врач в этой стране получил диплом, то почему он с этим дипломом не могу работать, скажем, в Польше или Чехии? Ведь кто-то же мог решить эти вопросы? Но это почему-то никого не интересует. И еще один момент, на который люди никак не хотят обращать внимание: проблема лекарственных препаратов, которые все мы покупаем в аптеках.
Знаете ли вы, что далеко не все из них являются лекарствами с доказанной эффективностью? Чтобы вы поняли, поясню. Во всем мире существует понятие: доказательная медицина. Это особая наука, которая ставит своей задачей доказать, что данный метод лечения действительно помогает.
Не с точки зрения фирмы-производителя, не с точки зрения того, что у крыс, которые его едят, уменьшаются воспалительные процессы, а с той точки зрения, что, будучи назначены человеку, он действительно помогает. И вот оказывается, что 50% лекарств, которые продаются в аптеках, которые закупаются за государственный счет, лечат лишь психику тех, кто их покупает.
Представьте себе: существует некая нищая кафедра, где работает доцент или профессор – а вы же знаете, что их зарплаты не позволяют жить достойно – и их просят за определенную сумму написать, что такое-то лекарство действует эффективно. Конечно, он напишет – ему же нужно кормить своих детей.
А потом медпредставители будут приходить к врачам с этими статьями и говорить: смотрите, какое шикарное лекарство, его рекомендует даже сам профессор Хацапетовской кафедры педиатрии…
Так вот к сожалению, как ни горько это звучит, большинство медицинской информации, которая в этой стране распространяется среди врачей, не соответствует принципам этики и доказательной медицины.
В цивилизованных странах за все лекарства всегда кто-то платит. К примеру, я – владелец страховой компании, которая оплачивает лечение. Ко мне приходят и говорят: мы лечили воспаление легких препаратом «икс». А я им говорю: я хочу видеть, что это лекарство действительно помогает.
Понимаете, когда я плачу из своего кармана, то буду платить только за то лекарство, в эффективности которого я убежден. А у нас все – народное, то есть ничье. Медицина у нас вроде бесплатная, то есть платит за нее бюджет. А бюджет – это мы с вами. И мы вместе платим за это лекарство.
Понятно, что не напрямую, через посредников. Так вот эти посредники делают все, чтобы реально все было покрыто мраком. И я прекрасно понимаю, что ни я, и никто другой никогда не примет решения, ломающего эту систему. Любое административное решение стоит огромных денег.
И выхода из этой ситуации я на сегодняшний день не вижу. Я могу только написать книгу, где процитировать американский учебник по педиатрии: эффективность отхаркивающих средств в сравнении с обильным питьем не доказана.
И сказать маме: у тебя есть выбор: тратить деньги на отхаркивающие средства или сварить ведро компота. Но это я могу сказать. Минздрав этого не скажет.
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.