Рада проголосовала за биометрические паспорта с приписками президента
Рада проголосовала за биометрические паспорта с приписками президента
Судя по всему, к обиходу украинских граждан, помимо биокефира, биойогурта, биопива и биотуалетов, добавятся ещё и биопаспорта. Крики «ура», бросание чепчиков, радостные братания, небывалое единение всех слоёв народа Украины. Что за радость? Да ещё и с таким «шкандалем» принятая – скажите, пожалуйста, сам президент вето наложил, цельный абзац дописал?
Биометрические паспорта – это чип. Как правило, этот чип «живёт» в документе, по форме повторяющем привычные нам паспорта; но ничто не мешает использовать в качестве паспорта обычную пластиковую карту. Какие именно бланки будут избраны для украинских биометрических паспортов, пока ещё неизвестно. То есть, формально это будут пластиковые идентификационные карты. Но это ведь Украина; мало ли, что у нас формально определено. Вот когда начнут выдавать именно пластиковые карты, тогда мы с полной уверенностью скажем о них. А пока…
Точно так же – с содержанием чипа. Формально, опять-таки, там будут содержаться отпечатки пальцев. Всех десяти. Но это формально; мало ли, что ещё решат туда вносить? Ведь принять соответствующее дополнение к закону вовсе даже не сложно, даже перед самой выдачей. Например, постановить, что должно брать отпечатки всех двадцати пальцев. Или отпечаток сетчатки. Или формулу крови. Или… да мало ли.
Собственно, биометрические паспорта уже функционируют в очень большом количестве стран. Само собой, в ЕС – ведь и наша «опупея» начата исключительно в связи с пограничными требованиями Евросоюза и США. Требования вроде бы обоснованы соображениями безопасности и унификации, облегчающей контроль. При этом в разных странах «разная» биометрия. Например, в Штатах паспорта остались обычными книжечками, просто чипируется одна страничка, и всё это помещается в металлизированную обложку (о чём позже). На чипе, помимо стандартной паспортной информации, присутствуют отпечатки пальцев. То же самое в Латвии; а вот в Финляндии выдают карту. Правда, на чипе при этом находится только электронное фото; то же самое у поляков, которые только собираются дополнить его другой информацией.
Есть ли толк от этих паспортов? Неизвестно, потому что нет статистики. Зато вдоволь описаний разнообразных «косяков», которые демонстрируют биометрические паспорта. Ну, хрупкость пластиковых версий даже обсуждать не приходится – сядьте на жёсткое сиденье с пластиковой картой в заднем кармане. Но, кроме хрупкости, пограничники регулярно жалуются на сбои в считывании чипов. Впрочем, этот «косяк», видимо, легко исправим отладкой аппаратуры и отрубанием кривых рук. Куда важнее принципиальная ненадёжность и несовершенство оцифровки самой по себе и цифровых носителей. Специалистам это долго объяснять не надо, ярким примером можно считать оцифровку музыкального материала, которая даже в lossless-формате неизбежно «съедает» обертона и глубину звука. Однако в случае с биометрическим паспортом важна сама возможность искажения данных в результате самых простых, и даже необязательно намеренных, манипуляций с носителем.
То, что электронные биометрические паспорта элементарно подделываются, доказал голландский хулиган ван Брик, который за 100 баксов и сорок пять минут изготовил два поддельных евро-паспорта, успешно прошедших аэропортный евро-контроль. Они подделываются легче и дешевле, чем обычные паспорта. Вопрос: в чём безопасность?
Впрочем, бумажных биометрических паспортов это касается в меньшей степени. Но у них есть другая фишка: дистанционное считывание. Частично эта проблема снимается металлизированными обложками (вот откуда они на американских паспортах). Однако злонамеренно «считать» информацию можно и на пункте проверки, несмотря на сказки о неподкупных сотрудниках этих пунктов. И поскольку для дальнейшей подделки нужно будет всего лишь продублировать чип (чтобы потом вставить его в другой документ), то всё получается очень легко. Ну, а так как Украина намерена делать пластиковые биометрические паспорта, то количество «косяков» резко увеличивается.
Конечно, все эти контраргументы по яркости очень сильно уступают конспирологическим и религиозным контраргументам. Да вот только эти последние «аргументами» не являются. Закосы церковников и воцерковленных, сдобренные безграмотными ссылками на библию, по поводу того, как они не хотят, чтобы их «считали», аргументом признаваться никак не могут. Присваивание номеров так или иначе осуществляется в течение всех их жизни, и истерики по поводу биометрии мало чем отличаются от истерик по поводу идентификационных кодов. Соответственно, истерящие могут идти лесом: либо они являются гражданами государства и существуют в русле светских норм и правил, либо удаляются на безвременное поселение в какой-нибудь медвежий угол, где их даже в статистику не будут вносить. Ну, а конспирологи – это люди умелые, они аргументацией и контраргументацией могут заниматься бесконечно; только вот тезис «а-а-а, это шаг к мировому тоталитаризму!» ни черта не актуален. Потому как мировой тоталитаризм давным-давно достал. Нынешние государства распрекрасно контролируют своих граждан и без биометрии. Оставляя им иллюзию свободы – так, может, как раз и стоит эту иллюзию забрать, чтобы люди хоть чуть-чуть призадумались?
В общем, для Украины конспирология и религиозная истерия (один чёрт – православная ли, мусульманская ли, зороастрийская ли) не актуальны. А вот насколько актуальны сами биометрические паспорта – большой вопрос. Европа требует? Ну, мягко говоря, пусть требует. Разве что они хотят сами нам эти паспорта выдавать. А если нет – то куда, собственно, торопиться? Европа нас перестанет к себе пускать? Сомнительно. Тогда зачем вся эта чехарда? Неужели только для того, чтобы отвлечь от политики?
Андрей Лучников, специально для интернет-издания «Глагол»
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.