От Ляшко никто не ждет балетных партий, экономических прозрений, технических прорывов или, к примеру, новых свершений в сфере генетики. Его ниша занята им плотно и уверенно, и когда он выходит на арену, народ люто бешено аплодирует, ржет, ревет и заходится в экстазе. Рейтинг PR-аса уверенно растет, и это определенным образом характеризует наш электорат, привычно ожидающий от своих избранников не законов и уложений, а расправы с ненавистной властью, пусть даже и символической, пусть даже и руками клоуна с вилами. Что ж, получите – распишитесь.
Парень в голубых с отливом костюмах и галстуках по цене небольшого фермерского хозяйства устраивает публичные акции уболивания за народ, и нет на свете никого, кто мог бы заткнуть фонтан ляшковского красноречия. Разве что вырвать у него из рук лопату и ею же урезонить. Как говорят большие режиссеры, в кино невозможно переиграть детей и животных. Я бы сюда уверенно добавила Олега Валерьевича, как профессионального юродивого и блистательного кликушу. Отдельной строкой. Ну, да и Бог с ним.
Нет, сегодня хочется говорить о клоуне не столь талантливом, и более того – мнящем себя фигурой трагической, большим драматическим актером на политическом театре Украины. Ему нельзя сказать – мол, ну ты и комик. Обидится насмерть, желчно обстебает и долго еще будет дуть губки и щурить глазки, принимая позы разъяренного Калигулы. Но тем смешнее: провинциальный шут с замашками столичного трагика – это что-то особенное…
Не говорите, что вы не догадались, ибо вы догадались. Да, это Арсений. Самый что ни на есть лидер объединенной оппозиции. Неожиданно, хотя и вымечтанно получивший из рук злочинной влады, которую с такой демонстративной яростью ненавидит, дорогой подарок – вакансию лидера.
Вся первая половина сентября прошла под знаком выступлений Арсения Петровича на разнообразных телеканалах, куда он, надо думать, попал, вооружившись стенобитными орудиями. Ведь мы знаем, что в стране диктатура, доступ оппозиции к электронным СМИ закрыт, но своим глазам не верить затруднительно.
Взяв с боем студии главных телеканалов страны, Арсений Петрович несколько раз изложил свое видение политической ситуации в стране и планы оппозиции, "йийи головни заудання на пэрэможнэ майбутне одразу писля звытяжных выборив".
С видением политической ситуации дело налажено вполне, критика злочинной влады отскакивает от зубов, наполненные сарказмом инвективы звучат звонко и четко, цифры вылетают легко и непринужденно, благо, никто не проверяет. Да и кто проверит? Клака в телестудиях вымуштрована на ять, народ не просто аплодирует, но в сладком изнеможении стонет, воет и ревмя ревет как при просмотре современного немецкого кино. Аплодисменты, бурные аплодисменты, овации, расцарапывание спины…
Дальше ощущение вербального праздника стихает, а ему на смену приходит чувство, что у оратора банальная логорея. Нет, публика в студии продолжает реветь, но у зрителей возле экранов, в значительно меньшей степени очарованных красноречием Арсения, наступает скучное прозрение. Ибо основной посыл заудань и планов вполне укладывается в вульгарную максиму, что быть здоровым и богатым лучше, чем бедным и больным. Далее следуют подробности, которые при ближайшем рассмотрении оказываются какофонией меди звенящей и кимвала звучащего.
Конечно, голос где надо повышается, где надо – снижается до драматического полушепота. Интонации гуляют по всему диапазону, доминанты выделяются громкостью и соответствующей мимикой. Позы принимаются самые угрожающие. Кролик, имитирующий роль альфа-самца в стае разнообразных животных, - зрелище нерядового масштаба, и зрители заворожённо следят за красотой игры.
Однако стоит вдуматься в тексты, как очарование исчезает как снег в воде. Итак, сегодня Арсений Петрович выдает рецепты будущей счастливой жизни, которая наступит с приходом к власти людей, которые у этой власти уже были и талановыто проср… провалили все, к чему прикасались.
После того как объединенная оппозиция остановит власть, она сразу объявит импичмент президенту. Многим нравится слушать волшебные звуки этих планов, однако сегодня нет никакого механизма объявить президенту импичмент, и сам Арсений это знает, но продолжает впаривать слушателям свою незатейливую игру на баяне.
Ну, ладно, уконтрапупили президента. И? Дальше нас ждет невиданный размах отличных правильных реформ, которые почему-то не случились в те легендарные 5 лет возрождения и расцвета, которые переживала наша страна после бурэмных подий конца 2004-го.
Реформы, в общем, впереди, а пока интересно рассмотреть эволюции самого Яценюка, о части которых мы уже рассказывали, и вопросы о которых доводят до нервного тика самого фигуранта.
Не будем сегодня снова вспомнить, как нынешний оппозиционер требовал для Тимошенко немедленного суда за преступные газовые контракты. И вообще – ну их, эти разборки. Куда важнее рассмотреть геополитические и экономические воззрения Арсения Петровича во всем богатстве их калейдоскопических смен. Ведь поговаривают, что он имеет амбиции стать Премьер-министром, пусть даже и при действующем президенте. Исключительно во благо страны, через не могу и отвращение.
Так вот, Яценюк периода помаранчевой революции был известен как несгибаемый рыночник, демократ, либерал, чуть ли не украинская реинкарнация чигагских мальчиков-реформаторов. Один из авторов-подписантов знаменитого письма о вступлении в НАТО, певец евроатлантической интеграции, борец с преступными гаишниками и вообще – хвастун, трепло, нарцисс и хлестаков без обаяния.
И вдруг, примерно за полгода до президентских выборов, позиция Арсения резко меняется. То есть ровно на 180°. Во время турне тогдашнего кандидата на трон всея Украины журналистам и симпатизантам раздаются груды дацзыбао, в которых изумленные читатели прямо из первых строк узнают, что «ЭКСПЕРИМЕНТЫ с либеральными реформами в нашей стране продолжаются уже 18 лет. Это достаточный срок для того, чтобы сделать выводы о направлении «развития» Украины…»
Сразу возникает ощущение, что тебя окатили ледяной водой. Слова «эксперименты» и "развитие" в данном контексте явно издевательского толка, ведь, повторюсь, именно Яценюк всегда прочно занимал нишу либерала-рыночника в нашем политикуме.
Дальше – больше. Обильные мечтания о новой индустриализации, строительстве новых больших заводов, портов и аэропортов, восстановлении основных принципов эффективной советской экономики.
Не верите – посмотрите хоть программу кандидата, услужливые поисковики вам в помощь.
Хотя, конечно, программа это, так сказать, квинтэссенция, вылизанная технологами до состояния речной гальки. Утопические благоглупости кандидата можно было к ранам прикладывать – пользы никакой, но все же умиление для наивных.
А вот в тех листовках ничем не ограниченная фантазия кандидата была выражена намного задиристей. Советская экономика там названа самодостаточным народным хозяйством, а идеалы потребления, на которых базируется вся священная философия рыночной экономики, заклеймлены позором. Они-де подменили собой эффективные управленческие системы советского периода и разрушили советское общество социальной справедливости, которое было намного ближе к современной Европе, чем Украина образца 2009-го.
Никаких тебе рыночных глупостей, никакого либерализма. Строить большие заводы. Что там производить и куда продавать – не суть. Проблемы индейцев шерифа не волнуют.
Системы жизнеобеспечения, построенные в Украине в советское время, ни чем не уступали западным, и в последующие время властью независимой Украины лишь последовательно разрушались. Именно так было написано в красочных листовках формата полновесной многоцветной газеты.
И Европе тогда Арсений отвесил по полной. За спесь, за высокомерное нежелание принять Украину в свои объятия. Мол, ЕС не может даже решиться на упрощение визового режима, не то, что на его отмену. Так вот, зачем нам тот Евросоюз, раз он нас не хочет. В общем, разочарован был Арсений Петрович в европартнерах жестко, а желающих присоединиться к ЕС называл «евроромантиками». По крайней мере, в листовках и газетах его Фронта перемен было написано дословно именно так - в кавычках, пренебрежительно, с сарказмом. А далее был изложен буквально манифест антиглобализма с уничтожающей критикой западного общества потребления и пением здравиц в адрес России, а заодно и союза РФ, Украины и Белоруссии.
Тогда эти зигзаги сениной мысли, подкрепленные его ораторскими упражнениями, потрясли внимательных читателей и слушателей. Рыночник, либерал, реформатор, западник нежданно предстал перед нами славянофилом, приверженцем административных методов управления экономикой, возродителем советского промышленного могущества. Нифига себе, подумали мы…
И вот снова прошло время. По историческим меркам – ничтожное. Поэтому, вопреки расхожей фразе, старожилы упомнят. И с легкостью опишут резкого и острого кандидата в президенты в его блиц-командировках на территории. Которые он, кстати, проводил исключительно в то время, когда Рада вела пленарные заседания. Это сегодня Сеня жжёт глаголом прогульщиков, а тогда – плевать хотел. И плевал.
Так вот. Сегодня снова слушаем Арсения Петровича в эфирах. Вроде все по-прежнему, разве что шевелюра колосится скромнее. В остальном так же резок, обидчив, напорист, жидок на расправу острые вопросы. По-прежнему не отвечает ни на один из них, а просто произносит некий набор страшилок и заудань. Но это только на первый взгляд. На самом деле апгрейд таки произошел, перепрошивка состоялась. Впрочем, новая версия Арсения – всего лишь хорошо забытая старая. Да, собственно, меню невелико, моделей всего две.
Мы снова видим перед собой реформатора, либерала, рыночника. Он снова хочет в НАТО и ЕС. Никаких старых экономических связей с Россией, о которой Яценюк говорит безо всякого придыхания-2009. Нам снова не нужен никакой союз России/Украины/Белоруссии, боже упаси. Снова только Европа, и мы опять будем великой экономической державой, частью великой же Европы с прицелом на присоединение к G8. Советское прошлое во всех его ипостасях снова проклято. Только европейские ценности, на всю голову демократические. Если в 2009-ом Арсений в свойственной ему напыщенной высокопарной манере заявлял, что мы на поклон ни к кому не пойдем, то теперь мечется по миру с ябедами на власть и призывами разобраться с ней при помощи всего доступного западным воспитателям арсенала перевоспитания.
Не спрашивайте у него, что будет с двумя нулями Объединенной Оппозиции после выборов – мол, распадется на фракции или нет. Не надо этих наглых докапываний до нынешнего отношения к НАТО и газовым договорам, которые в 2009-ом были им названы преступными. Ответов не будет. Только процедит сквозь зубы новые дацзыбао, пустые как бубен, да и одарит вопрошанта фирменной презрительной улыбкой лидера. Такого себе макета лидера в натуральную величину.
Единственное, что объединяет программы того и нынешнего Яценюка, - борьба с коррупцией. Перпетуум мобиле украинской политики. Самоотверженную борьбу поведут люди, в декларациях которых в графе доходов – прочерки, недвижимости – прочерки, автомобилей – прочерки. Которые годами живут без зарплаты, ездят в трамваях и обитают в заброшенных мазанках. Вы верите, что эти люди покажут пример кристальной честности и повалят коррупцию?
Вот как хотите, а я бы все же доверила Яценюку порулить экономикой. Вот такая у меня женская логика. Ну, пусть бы показал, воплотил, обеспечил. Пусть бы увеличил пенсии, стипендии, зарплаты. Пусть бы уменьшил налоги, сократил управленцев, сделал боеспособной армию. Пусть бы реформировал милицию, привел честных судей, бескорыстных налоговиков. А вдруг бы получилось? Вдруг бы зажили? Вдруг бы прыжком да в ЕС? Однако, как говорил вроде бы де Голль, отвечая на вопрос - можно ли во Франции построить социализм - "Можно, но жалко".
…Так вот теперь вы спросите – при чем здесь клоуны? В принципе, да, не при чем. Клоуны - веселые добрые комики, бескорыстно потешающие детей и взрослых своей милой нелепостью, симпатичной неуклюжестью и наивной хитростью. Наши политики лишены всех этих достоинств. Те, что у власти, несмешны, тяжеловесны, угрюмы и косноязычны. Их реклама – образец глупости и выброшенных на помойку денег, их выступления в эфире навевают смертную тоску или стыд, они эстетически ужасны, от их проектов издалека несет распилом. Правда, они кое-что строят, вот досада.
Те, что в оппозиции, лживы, хвастливы и суетливы, их руки обе левые, но каждый – просто машина для говорения и более не для чего. Только и умеют что старый заезженный трюк – доставать кролика из цилиндра…
Нюра Н. Берг, специально для Полемики