Статья сия может поначалу показаться совершенно не политической. Однако же, если вы всё же дочитаете её, то сомнений в политическом её характере у вас не останется.
Статья сия может поначалу показаться совершенно не политической. Однако же, если вы всё же дочитаете её, то сомнений в политическом её характере у вас не останется.
С предметом этой статьи я столкнулся в самом начале этого года. На родной кафедральной информационной доске увидел информационный же лист, приведший меня в состояние мгновенного помутнения рассудка. И соответствующей степени ярости – только чуть позже, когда ошарашенность прошла. В информационном листе сообщалось, что в октябре текущего года в Киеве состоится «Пятая (юбилейная) Всеукраинская научно-практическая конференция «Человек и государство: плебсологическое измерение»».
Да-да. Именно «плебсологическое». Мне, конечно, до авторов журнала «Скепсис» далеко, но определённый нюх на шарлатанство выработался давно. Поэтому на невиданный термин «плебсология» я отреагировал вполне предсказуемо: осатанел.
Прим. В. Зыкова.
ПЛЕБС, плебса, мн. нет, собир., муж. (лат. plebs).
1. В древнем Риме - простой народ, плебеи. Римский плебс.
2. В языке буржуазно-дворянской среды - низшие социальные классы (устар.).
Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.
Синонимы: быдло, отребье, плебей, плебейство, простонародье, толпа, черный народ, чернь
И даже не понадобилось лезть в «эти ваши интернеты» и чего-то там искать. Жизнерадостные организаторы половину информационного листа (кстати, можете полюбопытствовать и сами:
http://nauka-online.org/content/yuvileyna-vseukrayinska-naukovo-praktychna-konferentsiya-«lyudyna-derzhava-–-plebsolohichnyy; внизу слева есть ссылка на файл с полным текстом листа, не пожалеете) посвятили как раз объяснению того, что же такое эта самая плебсология. Видимо, догадываясь, что аудитория не очень-то подготовлена в этой, мнэ-э, сфере.
В.З. Вероятно, устыдившись статьи профессора Литовченко, материалы по этой ссылке скоропостижно убрали :)
И даже дали убийственно авторитетную ссылку: мол, «иные данные» о плебсологии смотрите в Википедии и существующих научных источниках. Я исполнительно посмотрел в Википедию – ибо научных источников, знамо дело, по такой ереси нет, - и обнаружил там текст, почти полностью совпадающий с приведенным в информационном листе. То есть, написанный кем-то из «организаторов». Отмечу, что, заглянув на эту страничку вчера, увидел дополнение: старый текст предваряется лаконичным сообщением о том, что плебсология – проблемная концепция, не признанная научным миром. Значит, даже Википедия «сообразила»; и на том спасибо.
В.З. Термин этот есть только в украинской педивикии, в российской нету. Да и другие источники с этим термином - тоже украинские. Видать, наша быдлоЫлита настолько озабочена своим величием, а заодно и чудовищно закомплексована своим селюковским происхождением, что решила даже словечко выдумать для отделения себя от "мудрого" (словечко это явно для маскировки сущности) народа.
Но к ссылкам мы ещё вернёмся. А пока – главный пир души: содержательная, так сказать, часть. Что же такое плебсология?
А это: философско-правовое учение, отдельное направление философии права и межотраслевая общественно-правовая наука.
Философии, значит, права. Кант и Нерсесянц нервно переглядываются в углу…
В «обобщённой характеристики» авторы информационного листа сообщают, что «плебсология – это интегральная система философско-правовых взглядов на массовое участие (внимание - !) мудрого простонародья, возглавляемого национальной элитой, других социальных и национальных групп, как и всего Украинского народа и всех народов мира, в право-государствообразующих и других позитивных и негативных естественно-социальных процессах, в том числе глобализме и антиглобализме, финансово-экономических, политических системах и кризисах, также в мировых, различного рода выборах, плебисцитах, равносильно о защите: природы; прав и свобод человека и гражданина; гендерного равенства; семьи; национальных и социальных групп; родной национальной, а также справедливой интернациональной государственности; языков, культур и т.д., с целью построения, при соблюдении принципа национальной государственности, мирового классического гражданского общества».
Выделено всё мной. В принципе, то, что курсивом – это совсем уж бессвязная и бессодержательная ерунда, даже большая, нежели начало. В этот кусок просто набросали всяческого весьма актуального псевдонаучного мусора (куда ж, например, без «гендера»; как ещё экологической безопасности и ноосферы нет). Для полноты картины, однако, эта белиберда необходима, особенно если учесть пассаж о «родной национальной» и «справедливой интернациональной государственности». Его даже комментировать как-то неловко.
А вот основной посыл настолько впечатляющ, что без комментариев не обойтись. Я имею в виду «возглавляемое национальной элитой мудрое простонародье». Всё-таки поразительна способность так называемых гуманитариев (это из-за них в обиходе закрепилась аббревиатура ГСМ) выдавать за науку разнообразную идеологическую чушь. О терминологическом потенциале словосочетания «мудрое простонародье» можно, пожалуй, отдельную работу написать. А можно и одним словом обойтись. Но, думаю, «сверхидея» понятна: общество делится на простонародье (сиречь плебс) и элиту. Слово «мудрое» - это традиционный утешительный финт, которым люди, относящие себя к элите (а организаторы конференции именно туда себя и относят, вне всяких сомнений), демонстрируют свои снисходительность и участие в адрес упомянутого плебса.
Ну, а анонсируемая «межотраслевая наука» - это теоретическая база, оправдывающая это разделение. «Нормальная», между прочим, европейская логика: любая идеологическая позиция должна в качестве подтверждения опираться на науку. А поскольку настоящая наука не в силах подтверждать всякую бредятину, то для этих целей создаются и конструируются новые «научные направления». В своё время для оправдания социального неравенства и опровержения марксизма раздули в «самостоятельную науку» социологию. Но с ней хотя бы итог получился противоречащим первоначальной цели: леворадикальная и критическая социология все планы перепортила. А вот с разнообразными «гендерными теориями», «дискурсивными деконструкциями», «конспирологиями», «валеологиями», «креационизмами», «ноосферами», «торсионными полями», гумилёвскими «этногенезами», и прочими лежащими на грани политзаказа и заколдунско-эзотерической болтовни «концепциями» результат оказался вполне ожидаемым. Наукообразным и воинственно антинаучным.
И, конечно же, «плебсология» не исчерпывается процитированным «обобщением». В том же информационном листке перечислены «законы и аксиомы плебсологии». Да-да-да. Всю эту пр-рэлесть цитировать не буду, наслаждайтесь сливками (имейте в виду, что оригинал «доставляет», как сказали бы урки, ещё больше, в силу своей украиноязычности):
«Закон борьбы за мир»;
«Закон «потока» как естественно-социальный механизм агрессии (действует в неорганической и органической природе, обществе и мышлении)»;
«Закон узаконивания законного себя с участием умеренной человеческой массы» (ааааааааааааа! – прим. А.Л.);
«Конфликтные ситуации в государстве могут быть разрешены голосом разума мудрого простонародья»;
«Человек с его способами управления собой и другими, в том числе государством, пребывает в безграничной субстанции, которая противоположна идеальному».
И многое-многое другое. Плюс «основные направления работы конференции», которые смотрелись бы вполне нудно и привычно в рамках конференциального стандарта, если бы не выделенное жирным: «В рамках конференции будет действовать Виртуальный институт практической философии»…
Закономерный вопрос: стоило ли обращать внимание на этот жизнерадостный идиотизм, да ещё и анонсировать некую политическую значимость оного? А как же. Сначала о внимании. Трудно, знаете ли, не обращать внимание на вот этакую хрень, если она появляется на официальных информационных стендах Харьковского универа. Причём не повешенная заблудшим психом, а пришедшая по официальным каналам. Да что там каналам: сообщение об этой конференции я обнаружил даже на официальном сайте Социологической ассоциации Украины. И это ведь не всё. Конференция, если вы заметили, пятая. Юбилейная. Всеукраинская. То есть, уже пять раз эта ересь успешно проходила на национальном уровне. А теперь – внимание! Среди организаторов, кроме благотворительной организации «Центр практической философии» (это структура, созданная и управляемая Толстоуховым, совершенно всеядная, как и всё благотворительное) и Академии муниципального управления (?) числится ещё и Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко. Вуз, конечно, во многих отношениях сомнительный, но: классический, столичный и государственный. То есть, собственно, вся эта юбилейная плебсологическая ахинея «как бы» санкционирована официальной наукой. И ладно, люди искушённые, вовлечённые, так сказать, знают цену конкретным заведениям; а ведь нормальный человек прочтёт и решит, что всё вполне цивильно!
Отмечу, что КНУ не впервой отмечаться в подобном; в своё время я был сражён и даже написал статью об исключительно познавательной монографией некоего Шевченко со скромным названием «Христос», рекомендованной к печати как раз одной из кафедр упомянутого вуза. Но там была всего лишь одна кафедра и авторский труд, возможно, нездорового человека; а тут-то конференция! Пятая!! Юбилейная!!! Сами понимаете, никак нельзя пройти мимо.
Ну, а политическая значимость так и вовсе очевидна. В своё время на куда более наукообразных теориях итальянских элитистов, Парето, Моска и Михельса, выстроили не самый безобидный в истории человечества политический строй. Любая теория, так или иначе оправдывающая или наделяющая неким «позитивным зарядом» разделение общества на элиту и массу, ни к чему другому привести и не может. А феноменальная антинаучность подобных теорий, поверьте, только помогает в «достижении результата». Вспомните нацистскую антропологию. Ведь так удобно «работать» с народом, который сам – в силу своей «плебсологической мудрости» - санкционирует своё низшее положение в иерархии. А по призыву «элиты», если что, может и с властью поконфликтовать. Куда уж удобнее! Расчёт идёт на то, что упоённый своей «мудростью» «плебс» (честно говоря, уже за одно это словечко всю братию помидорами забросал бы) и не подумает усомниться в «научности» обоснования заурядного фашизма. А «учёные»-организаторы, естественно, по типичной для маргинальной интеллигенции привычке, себя-то уж никак не в плебс записывают, что вы, что вы…
И подумайте о том, что с той же лёгкостью, с которой всё это поселяется в вузах, оно проникает и в школы. А нет ничего страшнее, чем засорённая таким мусором детская голова – ведь далеко не каждый ребёнок в силах сопротивляться подобной обработке. Результаты же могут быть таковы, что так называемые «тоталитарные секты» покажутся только репетицией.
Даже если не нагнетать апокалиптичность, то, думаю, все прекрасно понимают, какими политическими последствиями грозит лавинообразно распространяющееся невежество. И если бы подобная конференция проходила в статусе какой-нибудь уфологической, то гори она огнём. А вот в таком вот весьма и весьма наукообразном статусе… это, знаете ли, пугает.
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.