Так уж случилось, что мне пришлось спешно покинуть пределы Украины. На самом деле спешно, и скорость оставления всего, что было «нажито непосильным», перечеркнула саму возможность плавно и безболезненно интегрироваться в нестройные ряды эмиграции. Бежать без капитала – глупость.
Право же, когда ты улепетываешь, прихватив хотя бы ЧТО-ТО, ты в большей или меньшей степени (в зависимости от размеров этого ЧЕГО-ТО) желанный гость в домах «уехавших раньше». Они сами тебя найдут. Тебя усадят в мягкое уютное кресло, услужливо пододвинут чашку с ароматным чаем, и начнут расспрашивать. «Ну, рассказывайте» - на выдохе, с улыбкой, и с ожиданием. Даже если рассказ твой неинтересен.
Когда уходишь без денег, импортные «свои» на первых порах не проявляют к тебе интереса. Это значит, что ты временно остаешься один. Один – в чужой стране. Я – журналист, со мной все вышло несколько по-иному, однако я некоторое время жил вместе с людьми, о которых забыли на родине, но не захотели «вспомнить» за границей. Порой «не вспоминают» по 20 лет.
Люди эти живут лишь печальными мыслями. Мыслями наподобие «а какого, все-таки, хрена, я уехал?!» Я встречал здесь таких, с пропитанными грустью морщинами, с печальными глазами, которые вдруг замирают, упершись в стену, и стекленеют, когда ты говоришь о Киеве. Эти люди испили полную чащу одиночества, и отравились ею. Их уже не восстановить, не оживить. Слежались, ссохлись. Это хорошо одетые трупы.
Для того чтобы прочувствовать истинный смысл определения «пытка одиночеством», нужно либо сидеть в одиночной камере, либо одному выехать в чужую страну. А чтобы усилить ощущения – необходимо выехать без знания языка и без семьи. «Вас там никто не ждет» - абсолютно бредовое выражение. Никто не ждет вас и в Мариуполе, скажем. Но если в Мариуполе вы видите то, к чему привыкли, те же улицы, те же магазины, те же лица, то в Амстердаме вы окунаетесь в мир новый, красивый, но чуждый. Вы как рыба, которую вытянули на берег из покрытого тиной, мутного, но родного озера, и бросили в идеально чистый бассейн. Сначала – ощущение чуда и счастья, а потом тоска. Причем, тоска даже… по щукам, которые за тобой гонялись!
Всем, кто хочет уйти от невыносимой жизни на Украине в чудную жизнь за границей, и узнать всю прелесть болезненного, вязкого одиночества, мой совет: уходить без значительных средств, уходить без знания языка, уходить в одиночку. Если не повеситесь, не схлопочете депрессию, и не превратитесь в живой труп, значит, вы сделаны из стали, и из вас надо делать гвозди…