В Верховной Раде зарегистрирован законопроект под авторством лидера фракции коммунистов Петра Симоненко о введении государственной монополии на производство и реализацию коньячного и плодового спирта, алкогольный продукции и табачных изделий.
В Верховной Раде зарегистрирован законопроект под авторством лидера фракции коммунистов Петра Симоненко о введении государственной монополии на производство и реализацию коньячного и плодового спирта, алкогольный продукции и табачных изделий.
Стоит отметить, что это системный подход Петра Николаевича - на вопросе введения госмонополии на табак и алкоголь он последовательно настаивает много лет подряд, и в 1999-ом, и в 2004-ом.
В СМИ некоторые журналисты, подогреваемые лоббистами алкогольной и табачной отрасли, а возможно и еще чем-то, сразу подняли вой и дезинформационную войну в стиле «отбирают последнее».
Хочу провести маленький ликбез по этому поводу, как заместитель профильного комитета парламента.
Главный миф – это то, что госмонополия на данные отрасли присуща только соцстранам.
У нас принято смотреть на «эвропу» и «амэрыку». Так вот. Во многих демократических странах с рыночной экономикой принято социально ответственное законодательство, предписывающее монополию государства на производство или продажу спиртных напитков.
Многие из североамериканских и североевропейских государственных монополий на алкоголь были установлены после периода более или менее неограниченной торговли, а затем - после запрета на торговлю алкоголем. Алкогольный рынок Швеции, заодно и его соседей по Скандинавскому полуострову, полностью монополен. В этих странах в течение почти всего XX века производство и реализация спиртных напитков принадлежало госмонополиям. В Швеции монополия называется "Sysembolaget", в Финляндии - "Alco", в Норвегии - "Vinmonopolet".
В Финляндии с 1 января 1995 г. действует Закон об алкоголе, который распространяется и на розницу. Согласно этому закону, государственная алкогольная компания владеет монопольным правом розничной продажи спиртных напитков. В Норвегии государственная монополия "Vinmonopolet", созданная в 1922 году, имеет эксклюзивное право продавать алкогольные напитки крепче 4,7%. Магазины "Vinmonopolet", как правило, располагаются в крупных населенных пунктах и работают по специальному графику: в будни - до 17.00, в субботу - до 15.00. В барах и ресторанах продажа алкоголя разрешена – без проблем.
В Канаде и в двадцати штатах США, защищающих свои рынки в первую очередь от контрафактной и нелегальной продукции зарубежных производителей алкогольных напитков, также сильное государственное регулирование продажи алкоголя. В Канаде стопроцентная государственная монополия. Государство также регулирует количество, цену и качество всей алкогольной продукции, поставляемой из разных стран мира с целью продажи через государственные оптовые и розничные магазины.
Но не только в скандинавских странах, Канаде и США действуют нормы о госмонополии в отношении алкогольной отрасли. В Австрии - государственная монополия охватывает приемку алкоголя от производителей и реализация через государственную структуру. В Болгарии – жесткая государственная монополия на производство и торговлю алкоголя. В Китае – государственное регулирование производства, оборота этилового спирта и алкогольной продукции. В Литве - госмонополия на производство вина и крепких спиртных напитков. В Македонии - госмонополия на производство и распределение алкоголя. В Турция госмонополия на производство крепких спиртных напитков и контроль реализации алкогольной продукции. В Туркмении - госмонополия на производство всех алкогольных напитков. В Уругвае - госмонополия на производство крепких спиртных напитков. В Швейцарии - госмонополия на производство крепких спиртных напитков (за исключением вина, пива, сидра) и регулирование лицензий иных производителей.
На Руси проблема с употреблением алкоголя – проблема не новой истории. Как пишут историки, «капиталистическое производство и жажда наживы способствовали появлению на российском рынке дешевых сортов водки, из сырья, которое не поддается полной очистке от сивушных масел».
Фактически, получив свободу, производители заполнили рынок дешевыми алкогольными напитками, так называемыми "водками для народа": суррогатами из сомнительного (например картофельного и свекольного, поставлявшегося в основном из Украины), сырья. Россию захлестнуло повальное и хроническое пьянство низов. В конце XIX века власть вынуждена была пойти на введение четвертой по счету водочной монополии. Будучи глубокой реформой, она разрабатывалась серьезно и всесторонне, и проводилась в несколько этапов: с 1894 по 1902 год. У ее истоков стоял крупнейший политический деятель России министр финансов Сергей Юльевич Витте, сторонник строительства казенных водочных заводов. Количество «пьяных безобразий» резко пошло на убыль, а казна получила огромные прибыли.
В начале XX века в России более трети годового дохода государства составляла выручка от торговли водкой. С 1905 по 1912 годы было продано 440 миллионов ведер сорокаградусной водки. За эти годы от ее продажи получено прибыли 185 миллионов рублей, а от эксплуатации железных дорог - только 160 миллионов рублей.
Год назад, экс-министр финансов Федор Ярошенко подарил мне аутентичную копию атласа налогов и сборов Витте. В главной сводной таблице поступлений в бюджет Российской империи, включающей в себя большую часть современной Украины, третьим показателем по объему абсолютных поступлений в бюджет составил… питейный налог!
Государственная монополия на алкоголь имеет колоссальное влияние на здравоохранение и общественный порядок. Она твердо стоит на защите правовых интересов общества. В интересах справедливости экономики, как рыночной, так и плановой, монополии часто назначают одну и ту же цену на одинаковые товары во всех местах продажи, в то время как при рыночной конкуренции цены были бы выше в более отдалённых местах и ниже - в столичных районах.
В целом государственные монополии на алкоголь можно рассматривать как подходящие инструменты здравоохранения, и они путём использования различных механизмов могут влиять на снижение в обществе степени действия и тяжести вредных последствий алкоголя. Этот вывод подкрепляется рядом исследований. Работы по изучению влияния приватизации системы монополии на розничную торговлю алкоголем показали, например, повышение уровня потребления алкоголя и выраженности связанных с ним проблем. За годы госмонополии в Швеции доля потребления крепкого спиртного снизилась с 65 до 26 процентов.
Монопольные системы также отражают стремление ограничить доступность алкогольных напитков. К примеру, в Финляндии 320 магазинов обслуживают население более чем в 5 миллионов человек. В Норвегии на 4,5 млн. жителей существуют 157 монопольных магазинов. В Швеции имеются 462 магазинов на 8 миллионов жителей.
Что касается нас. На Украине количество граждан, которые ежегодно умирают от отравления некачественным спиртным и других причин, связанных с алкоголем, выросла с 30 тыс. до 40 тыс. человек в год. В Российской Федерации – это касается судеб более 72 млн. человек! А прибавьте сюда страдания и потери родственников и членов семей…
Даже Россия на опыте СССР «готовит сани». Она настояла, что сохранит за собой право ввести государственную монополию на торговлю алкоголем после вступления в ВТО. Сейчас у правительства нет такой необходимости, и условия были обговорены «на всякий случай», говорят чиновники. Хотя этот вопрос уже не за горами. Рыночные механизмы – акциз и т.п. не работают. В прошлом году в России было официально продано 1,5 млрд. литров водки и ликероводочных изделий, а выпито 2,3 млрд. литров, в том числе самогона, спиртосодержащих жидкостей. То есть, треть потребляемого алкоголя в стране продается нелегально. Сегодня власти абсолютного числа регионов как России, так и Украины готовы монополизировать розничную продажу крепких спиртных напитков.
К тому же опыт введения на постсоветском пространстве уже имеется. В Белоруссии, которая с 2003 года идет по этому пути, катализатором принятия решения о монополизации рынка алкоголя и табака послужили выводы Комитета госконтроля Белоруссии по результатам проверки предприятий, которые производили и продавали данные группы товаров. Количество претензий налоговых и контрольных органов тогда превысили все мыслимые пределы. К примеру, из проверенных 169 предприятий, которые в 2002 г. производили алкогольные напитки, 132 (77,6%) нарушали налоговое законодательство. О вреде здоровью и о фальсификации вообще никто не говорит. Итог реформы – огромные поступления в бюджет и высочайшее качество продукции на территории СНГ.
Если же говорить о нашем будущем – детях, то тут вообще аховая ситуация. С 9-10 лет дети начинают употреблять слабоалкогольные напитки в железных баночках и ярких бутылочках. В ларьках, магазинах их больше, чем конфет и мороженного, да к тому же продаются практически круглосуточно. Когда эксперты отдали эти «безвредные», по заверениям производителей, напитки на экспертизу: в одной банке оказалось 50 граммов водки плюс кофеина на шесть чашечек крепкого кофе. То есть девочка или мальчик выпивают в неделю по стакану - два водки…. А это демография, здоровье и качество жизни. К тому же, по данным ВОЗ, Украина на 20-летие Независимости «заработала» 1-е место в мире по уровню детского алкоголизма.
Ликеро-водочный бизнес не имеет аналогов по своей прибыльности и рентабельности. Миф «Менделеева» все помнят. Водка — спиртной напиток, представляющий собой бесцветный водно-спиртовой раствор крепостью 40,0%. Если учесть, что все спиртзаводы государственные и отпускают спирт частному производителю по смешной цене, а те в свою очередь, добавив туда воды и потратившись на тару и этикетку, продают продукт уже по рыночной цене, то государство должно быть в наваре в виде поступлений налогов и сборов. Однако этого не происходит.
По данным экспертов, валовые прибыли производителей в данной сфере колеблются от 250-400%! По данным самой отрасли, в момент жарких споров и обсуждений в момент принятия «тигипковского» налогового кодекса, они приносят в бюджет 5 млрд. грн. Цифра большая на вид, но это очень мало. Дело в том, что львиная доля реальной прибыли попросту распыляется по принципу Остапа Бендера – разрешено все то, что не запрещено. Поэтому огромные суммы прибыли выводятся в оффшоры, где зарегистрированы «совладельцы», оплачиваются астрономические суммы в виде роялти за бренд и даже рецептуру. Плюс «старые-добрые» схемы, дырки в законодательстве, высокооплачиваемые юристы и коррупция также делают свое дело. Под вопли и стоны отрасли о том, что налоговая и акцизная политика давит на отрасль, зачастую работают «третьи смены». То есть разливаются неучтенные для обложения налогов партии товара. Есть и «классика», по которой «прихватизировали» многие заводы. Казенный водочный завод «Солнышко» производит водку, к примеру, по 8 грн. Продает ее торговому дому «Солнышко», как эксклюзивному дилеру по 8,05. На 5 копеек налогов включили 50 расходов – амортизация, электроэнергия и т.д. Государству – шиш. Торговый же дом, созданный специально, продает дальше всю продукцию в розницу по 13-15 грн. Прибыли – в оффшор или холдинг-пирамиду.
По данным экспертов, в случае введения государственной монополии над отраслью, поступления в бюджет составят 75-80 млрд. грн! Для сравнения, доходная часть бюджета Украины на 2012 год составляет 328 млрд. грн. Если к доходам от алкогольной госмонополии добавить доходы от табачной госмонополии (кстати будет сказать, к позору Украины у нее не осталось не одной национальной табачной фабрики), то суммарные доходы в бюджет могут составить 110-120 млрд. грн. А это треть бюджета! Вот вам и деньги на социальные стандарты, повышение пенсий и зарплат бюджетникам плюс здоровье нации, снижении смертности и криминогенной напряженности.
Ну а о «патриотизме» и поддержке национального имиджа речь вообще не идет. Вспомните один из известных украинских брендов, награжденный сотнями «подяк», медалей и дипломов. Где он сегодня? А там, где прибыльно. К тому же и выслал на предприятие, которое производило «гордость нации» решение суда о запрете производства продукции, которая продавалась в десятки стран мира.
Война предстоит серьезная. Почти в каждой фракции парламента, кроме фракции КПУ – в этом я заверяю на сто процентов, есть представители алкогольного лобби.
Если вспомнить историю, то в 2002 году Леонид Кучма даже подписал Указ "О мерах по введению государственной монополии в сфере контроля над производством и оборотом спирта, алкогольных напитков, табачных изделий", который предусматривал введение акцизных складов для организации оптовой торговли алкоголем. Вскоре после указа 50 депутатов Верховной Рады инициировали конституционное представление о соответствии указа главы государства. В апреле 2003 года Конституционный Суд признал положения указа Кучмы не соответствующим Основному закону…
Однако надежды есть. Честный производитель понимает, что бы удержать свое производство – лучше иметь дело с государством, как это обстоит во многих странах мира. И однозначно стабильнее. Дабы очередные паханы из власти не принесли с улыбочкой собственнику под топот спецназа ксерокопию паспорта о переоформлении долей…
Евгений Царьков
Заместитель председателя Комитета ВР по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.