Что и не удивительно. Решето партийных структур вполне успешно фильтрует как откровенно буйных и слабых на голову, так и слишком умных (активных, принципиальных, идейных etc). Ну, так устроена политическая бюрократия – со всеми своими достоинствами и недостатками.
В Харькове, на родине Кушнарёва, ещё до недавних пор по поводу чего-то нехорошего в политике иногда говорили: «Вот, если бы он был жив, этого не произошло бы». В общем, оставил человек после своей жизни след, а после своей смерти – открытый вопрос, кто сможет хотя бы озвучить политические требования Востока Украины. Пока что никто.
Намного раньше потеряла своего идеолога Западная Украина. В 1999 году – тоже при невыясненных обстоятельствах – погиб Вячеслав Черновол. Сейчас он стал иконой украинских националистов, однако он отличался от своих последователей сразу по нескольким принципиальным параметрам. Во-первых, он не был русофобом. Махровым антисоветчиком – это да, что не удивительно с его биографией. Но не русофобом. Во-вторых, он не ходил за деньгами и инструкциями ни к послам иностранных государств, ни к местным олигархам. Его после смерти тоже никто не заменил. Наоборот, кто-то умело подменял антисоветские настроения в Галичине на антироссийские. И выращивал противоестественный гибрид национализма с евроатлантизмом параллельно с тогда еще перспективным банкиром, а потом президентом, Виктором Ющенко.
Нынешний президент Украины в чём-то лучше предыдущего, но формулировать смыслы он тоже не станет. Ему это просто не нужно. Как некоторые форумы в Интернете тщательно вычищаются от любых содержательных дискуссий и диалогов, а взаимные оскорбления, наоборот, приветствуются, точно так же вычищена и украинская политика. Кушнарёва и Черновола стёрли, как излишне адекватные комментарии на форуме.
На этом можно заканчивать, но нельзя ведь вообще без оптимизма. В 2012 году на Украине будут парламентские выборы, и при всех недостатках мажоритарной системы она даёт шанс на прохождение в Верховную Раду хоть мизерного процента нормальных людей. По партийным спискам это почти наверняка исключено. Абсолютное большинство, конечно, останется за кнопкодавами, партийными спикерами и сверхуспешными предпринимателями, но один процент нормальных там ведь может оказаться? Ну, чисто теоретически? А один процент – это уже четыре с половиной человека. Более чем достаточно, для официального формирования депутатской группы. Группы нормальных.